Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Приказ МКУ РИМЦ №53-о от 26.12.2022 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МБОУ лицей (совещание для педагогов) МБОУ лицей
Онлайн-викторина в рамках недели естественно-научной функциональной грамотности.
С 13 по 18 декабря в лицее проводилась онлайн-викторина, посвященная неделе естественно-научной функциональной грамотности. Активное участие приняли Вероника Колесник (7Б класс), Анастасия Заболотнева (5А класс), Анастасия Ливенцова (7Г класс), а победителями викторины стали Ирина Волкова (9А класс) и Алина Бочка (9А класс)
28 января на странице https://www.instagram.com/licey_tochka_rosta/ в сети Instagram состоялся онлайн-квиз «Трансформации», посвященный формированию естественно-научной функциональной грамотности. Вот какие фразы-перевёртыши участникам приходилось расшифровывать. Справились бы?
Сегодня, 22 марта, на базе МКУ «РИМЦ» ст. Каневской состоялся семинар для учителей технологии по теме: «Формирование и развитие функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Технология».
Учитель технологии лицея Наумова Людмила Григорьевна выступила с представлением своего опыта: «Функциональная грамотность на уроках технологии».
Пример задания по функциональной грамотности для учеников на уроке технологии: Составь список из 10 необходимых продуктов питания на неделю для семьи из 3 человек. Выясни в каких магазинах можно приобрести данные продукты по низкой цене без потери качества. Рассчитай стоимость всех продуктов и подумай на каких продуктах можно сэкономить без вреда для здоровья.
Функциональная грамотность — это способность применять полученные знания в решении повседневных задач. Именно этому следует научить учеников на любом предмете, в том числе и на уроках технологии, для того, чтобы формировать навыки успешного современного человека, то есть — функционально грамотную личность. Уроки технологии помогают научиться ориентироваться в мире и действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.