Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность Ваших детей.
Как защитить ребенка от негативного воздействия интернета
Дети в наше время ориентируются в современных технологиях порой лучше своих родителей, непринужденно «гуляют» по виртуальным просторам, знакомятся с новыми людьми и заходят на сайты различного содержания. Родителям надо знать, что для современного ребенка Интернет – это не только источник новых знаний, помощь в учебе и средство общения, это еще и риск оказаться жертвой преступников, в том числе распространяющих наркотики.
Пытаясь защитить ребенка, не стоит перекрывать ему выход в Интернет. Родительский контроль не должен иметь форму диктатуры, просто в семье должны быть отношения, построенные на доверии — тогда ребенок не стремится утаивать от родителей круг тем, которые он обсуждает в сети, и новых интернет-знакомых.
Как можно чаще разговаривайте с ребенком (о его и Ваших радостях, огорчениях, открытиях, планах, мечтах, интересах). Старайтесь понять мысли и чувства ребенка.
Приглашайте в гости его друзей. Знайте, в каком окружении он вращается, чем занимается, с кем дружит, чем они увлекаются, к каким молодежным субкультурам приобщаются. Ведь дети выбирают не наркотики, они выбирают сначала стиль жизни, и если этот стиль предполагает употребление наркотиков, то они приобщаются и к употреблению.
Учитесь правильно задавать вопросы, чтобы получить ответы. Например, на банальный вопрос «Как дела в школе?» чаще всего можно услышать «Нормально». Дежурный вопрос – дежурный ответ. Чтобы получить реальное представления о том, как прошел день и какова ситуация в классе, надо предлагать открытые вопросы, на которые трудно ответить просто «да» или «нет». Например, у школьника младших классов можно спросить: Что самое хорошее произошло с тобой сегодня в школе? Был ли случай, когда ты сердился сегодня? Какое место в школе самое классное и почему? Что твои друзья будут делать в выходные? А ты что хотел бы? Если бы инопланетяне прилетели в вашу школу и забрали кого-нибудь, кого бы ты хотел, чтобы они забрали, и почему? У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты хотел бы задать учителю? И т. п.
Если Ваш ребенок уже в подростковом возрасте – добавьте его в друзья в социальных сетях. Вы сразу увидите, чем ребенок интересуется, какие проблемы его волнуют. Достаточно посмотреть, что он постит, какими ссылками обменивается, какую музыку скачивает, какие фильмы смотрит, в каких группах состоит, с кем дружит. Но при этом важно соблюдать деликатность. Это не должно быть способом вынюхивания компромата, чтобы потом спустить на ребенка всех собак. Так Вы можете потерять его доверие. Интернет-страничка – это лишь информация к размышлению, повод завести разговор по душам на волнующую его тему, не признаваясь, что читали сына или дочь в соцсети.
В этом возрасте у подростка очень хрупкое «Я», неустойчивая система личности. А чувства переживаются очень сильные и яркие. Обсуждая какое-нибудь событие из его жизни, ни в коем случае нельзя пренебрежительно говорить «Мне бы твои проблемы!» или «Ерунда, скоро всё пройдет!». Лучше расскажите о своем пережитом опыте (первой любви, первом экзамене, первой победе, первом пережитом вами предательстве и пр.).
В общем, если Вы только к 8-му классу вспомнили, что у Вас есть сын или дочь, диалог установить очень сложно. Поэтому чем раньше Вы начнете разговаривать, общаться, тем лучше.
Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «i», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Составьте список правил работы детей в Интернете и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действуют всегда.
Ни под каким предлогом не соглашайтесь на установку компьютера в комнате ребенка — он должен стоять общей, часто посещаемой комнате. Но не забывайте, что ребенок может выходить в сеть и по мобильному телефону.
Оговорите, сколько времени он может проводить в Интернете.
Объясните ребенку, что недопустимо выкладывать в сеть личные данные (Ф.И.О., возраст, город, место учебы, домашний адрес, номер телефона) и конфиденциальную информацию (время возвращения из школы, место прогулок, компрометирующие фотографии). Можете поучаствовать в выборе псевдонима («ника»), который не будет содержать никакой личной информации о ребенке.
Атмосфера анонимности, царящая в сети Интернет, является благоприятной почвой для развития преступной деятельности. Излюбленным местом преступников для установления контактов являются чаты, в которых они могут проявить себя как добрые, услужливые люди, всегда готовые выслушать и посочувствовать, даже сделать подарок.
Перед тем, как зарегистрироваться в чате, форме или блоге, вместе с ребенком внимательно прочитайте соглашение о конфиденциальности личных данных и правилах поведения в чате.
Поясните, что в сети, несмотря на кажущуюся безнаказанность за какие-то проступки, действуют те же правила, что и в реальной жизни: есть хорошее и плохое, есть правильное и неправильное.
Научите детей доверять интуиции. При малейших признаках беспокойства, пусть рассказывают об этом Вам.
Объясните, что далеко не все, что можно увидеть в Интернете – правда. При сомнениях пусть лучше уточнит у Вас.
Объясните ребенку, что люди в Сети часто выдают себя за других. Научите ребенка не принимать приглашение собеседника на общение в приватной комнате или, что еще опаснее, соглашаться на встречу в реальной жизни и сразу сообщить об этом родителям. Если что-то вызовет ощущение дискомфорта, нужно сразу покинуть чат. Было бы хорошо, если бы ребенок свободно обсуждал это с родителями и не стеснялся обратиться к Вам за помощью в сомнительной ситуации.
Помогите ребенку найти чаты и форумы по его интересам, направьте его в нужное русло, и он будет меньшее время проводить в поиске какой-либо информации, дрейфуя по сайтам и натыкаясь на ссылки с сомнительными ресурсами.
В этих же целях для маленького ребенка установите на компьютер детскую поисковую систему. Помните, что Вы можете, не читая переписки, отслеживать время от времени посещаемые ребенком сайты по ссылкам в журнале истории браузера.
Изучите и используйте настройки операционной системы Вашего компьютера, настройки поисковых сервисов, современные программы, которые помогают фильтровать содержимое сайтов, контролировать места посещения и деятельность там.
Уточните у классного руководителя, установлены ли в школьном кабинете информатики программы контентной фильтрации, предназначенные оградить детей от вредной информации в Интернете.
Время от времени посещайте любимые сайты ребенка вместе с ним. Если ребенок ведет дневник в Интернете, иногда прочитывайте его.
Чаще разговаривайте с ребенком об обсуждаемых в чате темах, собеседниках, что его заинтересовало или насторожило.
Регулярно проверяйте содержимое памяти компьютера (не сохранены ли в ней сомнительные материалы).
Следите за доступом ребенка к чатам, программам, имеющим возможность мгновенного обмена сообщениями, почтой, то есть теми, которые работают в режиме реального времени. Именно в чатах чаще всего преступники находят своих возможных будущих жертв. А после налаживания первоначального контакта начинают пользоваться услугами icq или электронной почты.
Следите за доступом ребенка к электронным платежным системам.
Признаки того, что ребенок стал жертвой интернет-преступника
Интернет занимает слишком много свободного времени Вашего ребенка. Если это так, то ребенок в группе риска.
Что еще должно насторожить? Ребенок закрывается в своей комнате, переключает вкладки на экране компьютера, когда кто-нибудь заходит, всячески скрывает, чем он занимается в Интернете.
Ребенок стал замкнутым, скрывает свои занятия, сторонится друзей и близких. Все это очень плохие признаки, так как даже мелкие бытовые внутрисемейные конфликты злоумышленники пытаются представить в глазах ребенка с наименее выгодной для Вас стороны, заниматься подстрекательством.
Ребенку звонят незнакомые Вам люди. Телефонный разговор — еще один способ установление контакта для преступника. Иногда дети не дают свой номер телефона, тогда злоумышленник дает свой номер. Поэтому исходящие звонки ребенка тоже стоит мягко контролировать. И уж тем более не разрешайте ребенку проводить личные встречи с незнакомыми людьми.
Ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестных лиц.
Ребенок пользуется чужой учетной записью для выхода в Сеть. Сами преступники могут предоставлять возможность пользоваться такой учетной записью для того, чтобы общаться с вашими детьми. Поэтому даже если дома нет подключения к Интернету, ребенок может стать преследуемым, посещая интернет-кафе или имея возможность выйти в Сеть у друзей или в другом месте.
Что делать?
Если же виртуальный контакт с преступником все же произошел, не спешите винить детей. Ответственность за это всегда лежит на злоумышленнике. Сохраните все «следы» этого контакта: сомнительные файлы, адреса почты, сайтов и чатов и пр. для предъявления их правоохранительным органам. Обязательно сделайте все возможное для прекращения контактов злоумышленника и Вашего ребенка.
При подготовке статьи использованы материалы kp.ru и internet-kontrol.ru.