МБОУ лицей ст. Каневская
Навигация

kuban
Анонс

KNSH

portal

Инструкция о размещении отзыва граждан о работе ОО на официальном сайте ГМУ bus.gov.ru

Инструкция о размещении отзыва граждан о работе ОО на официальном сайте ГМУ bus.gov.ru

Имя героя

Новые федеральные порядки проведения государственной итоговой аттестации

Опросы и анкетирование

Антинарко

Стоп коррупция

Сетевой город

Знак качества Просвещения

Знак качества «Просвещения»

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район

Направление № 4 «Гордость и смирение»

Комментарий к направлению

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Как можно раскрыть тему «Гордость и смирение»

Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова. Когда же указывается на человеческий эгоизм и чувство собственного превосходства, речь идет о гордыне. Разница между гордостью и гордыней огромна.
Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.

Что такое ГОРДОСТЬ

Гордость — это нравственное качество личности, проявляющееся через две кардинально разных стороны:

Как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т.д. Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

Как следствие переоценки заслуг человека в коллективе, когда могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому- или чему-либо.

В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой.

Синонимы:

гордыня, себялюбие, самомнение, честолюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, самоуверенность, гордыня, достоинство.

Глагольная сочетаемость:

Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.

Эпитеты:

нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.

Что такое СМИРЕНИЕ

Смирение – это нравственное качество, противоположное гордости.

Сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.

Смирение — покорность-добродетель, скромность;  которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

Способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.

Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.

Как  добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к  нравственному идеалу жизни на основе любви.

Синонимы:

Кротость, добродушие, всепрощение, смиренность, скромность, покорность, безропотность, терпеливость, уступчивость, миролюбие.

Глагольная сочетаемость:

Проявить смирение, иметь смирение, выражать смирение, изображать смирение, призывать к смирению, говорить о смирении, демонстрировать смирение, требует смирения, приводить к смирению, принимать со смирением, смениться смирением, отличаться смирением, обрести смирение.

Эпитеты:

покорное, притворное, напускное, стоическое, кроткое, ангельское, ложное, трогательное, деланное, благоговейное, должное, вынужденное, истинное, подлинное, безнадёжное, глубокое, печальное, великое, искреннее, совершенное, крайнее, абсолютное, бесконечное, внешнее, тихое, спокойное, полное, духовное, внутреннее, большое, настоящее, собственное, лицемерное, безропотное.

Цитаты и высказывания

— Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Американский диктор Генри Уорд Бичер
— Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Немецкий поэт Жорж Вольфрам
— Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
Преподобный Антоний Великий
— Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
Преподобный Антоний Великий
— Смиренье — путь высоких мудрецов,
Так гнется ветвь под тяжестью плодов.
Персидский поэт Саади
— Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.
Русский писатель Иван Тургенев
— Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Французский писатель Николя де Шамфор
— Любовь не знает гордости.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк
— Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер
— Гордость — утешительница слабых.
Л. Вовенарг
— У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них — смирение.
Франсуа де Ларошфуко
— Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер
— Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды.
Р. Бартон
— Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг
— Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия.
Франсуа де Ларошфуко
— Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива. Плиний Младший
— Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо

Примерные темы по направлению «Гордость и смирение»:

  • Можно ли защитить свою честь, прибегнув к мести?
  • Кого можно считать сильным человеком?
  • Что толкает людей на месть?
  • Является ли прощение обиды благородным поступком?
  • Говорит ли умение прощать об отсутствии гордости?
  • Чем отличается гордость от гордыни?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Какого человека называют гордым?
  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  • Стоит ли терпеть обиды?
  • Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения — тщеславие; смирение без гордости — униженность?
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Гордость — это положительное или отрицательное чувство?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как связаны сила духа и гордость?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?
  • Помогает ли смирение понять себя?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
  • Как вы понимаете смысл высказывания «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как вы понимаете значение высказывания «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Что такое мнимая гордость?

Список произведений по направлению «Гордость и смирение

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,  «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»
  • А.И.Куприн «Чудесный доктор»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • В.М. Шукшин «Обида»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • Ф. Абрамов «Собачья гордость»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Ш. Бронте «Джейн Эйр»
  • Дж. Толкин «Властелин колец»
  • О.Генри «Дары волхвов»
  • У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта»

Аргументы по направлению «Гордость и смирение»

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», отличается не только острым умом, наблюдательностью и жаждой переделать мир, но и сильной гордостью. «Служить бы рад, прислуживаться тошно,» — бескомпромиссно заявляет герой. Гордость Чацкого заставляет героя бороться с существующими общественными порядками. Он не может смириться с тем, что считает неправильным. У героя не получилось найти союзников, ему приходится уйти. Однако он показал закостенелым людям из круга Фамусова, что в новом мире есть место самоуважению и чести, а не только лжи и лести. Поэтому гордость — это далеко не всегда порок человека. Порой она может быть опорой всех его достоинств.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, характеризуется свободолюбием и гордостью. Несмотря на то, что он вырос в монастыре, в неволе, он не смирился с обстоятельствами и не сломался под их напором. Все это время герой будто не жил, а лишь готовился. И, наконец, убежал, и для него наступило несколько дней счастья.

В его гордости нет высокомерия, он лишь стремился жить так, чтобы не было совестно за прожитые дни и сделанные поступки.

А. Н. Островский.  «Гроза»

Катерина, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза», была очень честным человеком. Она не способна ко лжи, поэтому призналась мужу в измене, не боясь гнева его матери. Гордая женщина не хотела скрываться от него, врать и изворачиваться. В итоге героиня осталась совершенно одна. Ни один человек не пришел ей на помощь, а большинство людей ее осуждали, причем за то, что она не сумела соврать об измене. В конце концов, гордость Катерины не выдержала унижения. Она совершила одиночный бунт против лживого общества с его ханжескими взглядами и утопилась. Значит, гордым может быть только сильный и бескомпромиссный человек, готовый постоять за свои убеждения.

М.Горький. «На дне»

Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», несмотря на свое положение нищего, не утратил гордости и самоуважения. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает он. Гордость в его понимании служит основанием для изменений в жизни, борьбы с обстоятельствами. Герой считает, что главное – жить по правде и идти вперед. Сатин не хочет смиряться перед обстоятельствами и удовлетворяться сладкой ложью.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение — это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню.

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она «пошла по жёлтому билету». Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Главный герой видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что совершает благо. На протяжении всего повествования Раскольников пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга… в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

А.И.Солженицын. «Матренин двор»

А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» называет свою героиню праведницей. И эти качества действительно присущи Матрене: смирение, доброта, самопожертвование. Она помогает всем вокруг, не требуя ничего взамен, живет для других. Героиня смиряется с приступами тяжелой болезни, потребительским отношением родственников. Даже погибает она, помогая другим. При этом уходит все также смиренно, никого не ругая и не укоряя. Ее тихая жизнь лишена громких подвигов, но подвиг каждодневного самопожертвования вызывает уважение. Смирение – черта праведников, на которых и держится весь мир.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»

Смирение не всегда идет во благо человеку. В доказательство приведем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин один воспитывал красавицу-дочку, все у них было хорошо, пока однажды ее не увез с собой ротмистр Минский. Герой претворился больным, чтобы задержаться в доме и заручиться доверием Дуни, а потом посадил ее в коляску и увез в Петербург. Смотритель слег с горячкой, но потом отправился на поиски дочери. В ответ на просьбу Минский отказал, а во второй приход отца просто выгнал его из дома. Самсон Вырин решил покориться судьбе, отпустить дочь, но глубокая рана не давала ему жить как прежде. Он начал пить и вскоре умер от тоски. Его смирение оказалось смертельным приговором, данным им самому себе.

М.Горький. «Старуха Изергиль»

Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа этого произведения – Ларра и Данко — являются героями-антиподами, однако им дается общая характеристика: гордые. Но гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.

Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.

Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.

Раскрывая образы Ларры и Данко, М. Горький показывает разницу между понятиями «гордость» и «гордыня». Горделивый Ларра оказывается наказанным: теперь ему суждено существовать и искать свою смерть целую вечность. Причем старуха Изергиль, рассказывающая легенду о Ларре, подчеркивает, что Ларра был наказан именно за свою гордость. Данко же умирает как настоящий герой, который смог спасти свой народ от гибели. Такие финалы жизни персонажей позволяют выразить авторскую позицию: гордость – это положительное качество человека, основанное на уверенности в собственных действиях, а гордыня – отрицательное качество, заслуживающее истинного наказания.

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Проблема гордости в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» связана с взаимоотношениями между Онегиным и Ленским. Евгений знает, что его друг искренне влюблен к Ольгу Ларину, однако надменность Онегина становится причиной того, что он вызывает Ольгу на танец, что приводит Ленского в бешенство. Он вызывает Онегина на дуэль, что подчеркивает способность Ленского бороться за честь и достоинство. Между друзьями происходит дуэль, в результате которой Ленский погибает. Финал взаимоотношений между персонажами показывает, что в дружбе нет места для гордости и надменности.

Л.Н.Толстой. «Война и мир»

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим и множество героев, охвачен гордыней. Таков князь Курагин, не желающий мириться с тем, что потерял контроль над деньгами старого графа Безухова. Его алчность не знает границ, ради денег он готов пожертвовать даже собственной дочерью. Но Элен Курагина не уступает в гордыне своему отцу: она не против выйти замуж за Пьера Безухова, после смерти отца ставшего баснословно богатым, но в муже она видит лишь средство, он для неё денежный мешок, оплачивающий её расходы на ювелиров, портных и прочие прихоти. Гордыня Элен завела её так далеко, что она пытается развестись с Пьером, обвиняя в разводе мужа, называя его глупцом, невозможным человеком, сделавшим её жизнь невыносимой.
Горделив и ещё один герой романа – Наполеон. Для него война – это шахматная партия, а люди лишь фигуры, которые он передвигает. Толстой изображает Наполеона как самовлюбленного, глубоко эгоистичного человека. По мысли автора именно то, что полководец не видит в солдатах людей, не чувствует их дух, приводит Наполеона к краху.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 1

Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

Смиряться с судьбой, что это значит? Смирение – это чувство, которое возникает в человеке, когда он понимает, что выбора уже нет. Смирение – это противоположность гордыни и одна из самых главных проблем добродетелей. И тут возникает вопрос: «Нужно ли человеку смириться с судьбой?». Я считаю, что всё зависит от ситуации, но при это ещё и всё зависит от самого человека. Некоторые люди не могут смириться со своей судьбой, которая поступает с ними жестоко, и кончают жизнь самоубийством или же живут, но без таких качеств как радость, добродушие, любовь. Они могут проявляться, но уже не так как у жизнерадостного и счастливого человека.

Примером смирения является героиня произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова. Отец Сони очень много пьёт, Соне очень трудно дается жизнь, денег нет, жить тоже не на что. И тут Соня отчаянно смиряется со своей судьбой. Тем самым решается идти работать «публичной» девушкой, для того чтобы прокормить семью. У девушки не оставалось выбора, идти работать или погибать от голода. Автор показывает то, что судьба заставила Соню смириться и пойти на такие жертвы, ради того, чтобы прожить хоть как-то.

В рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель» тоже проявляется смирение. Самсон один воспитывал дочь Дуню, жили они хорошо, но однажды ротмистр Минский украл и увез Дуню в Петербург. Смотритель Самсон заболел, но после выздоровления отправился на поиски дочери. Минский отказал в ответ на просьбу Самсона, а во второй приход выгнал его. Самсон с болью и глубокой раной в душе смирился с судьбой и отпустить дочь. Он начал пить и вскоре умер. Роль этого аргумента заключается в том, что Самсону тоже не оставалось выбора, кроме того, как смириться с такой болью.

Я думаю, что человек не всегда должен смиряться со своей судьбой. Нужно всегда искать выход из любой ситуации, какими ужасными они не были. Судьба может быть и не справедлива к человеку. Но нужно искать во всем свои плюсы.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 2

Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым?

Пожалуй, многим известно, что человек по своей природе весьма эгоистичен. Однако в некоторых людях это качество преобладает по отношению к другим. После неприятной ситуации они могут не только не чувствовать за собой вины, но и гордо продолжать отрицать ее. Может ли такой человек жить счастливо?

Я считаю, что не может. Если человек сделает кому-то очевидно плохо и не признает этого, вероятно, большинство от него отвернется. И человек такой останется без поддержки и эмоциональной подпитки. Такое положение едва ли сделает кого-то счастливым.

К этой теме неоднократно обращался Федор Михайлович Достоевский в своих романах. В «Преступлении и наказании» главный герой романа – Родион Раскольников строит теорию, которая делит людей на две группы. Одна из них содержит в себе «тварей дрожащих», а вторая – особенных личностей, которые могут пожертвовать чьей-то жизнью ради блага десятков или сотен людей. Эгоистически полагая, что он – человек особенный, Родион идет на убийство старухи-процентщицы. После совершенного преступления, убийца осознает, что его теория потерпела крах. Из-за гордости, как проявления эгоизма, преступник не раскаивается в совершенном деянии. Каждый день он проводит в страшных муках, постоянно боится правосудия и даже бредит. О каком счастье тут можно говорить? Лишь после момента раскаяния жизнь Родиона Романовича начинает меняться в лучшую сторону. Этот пример очень хорошо показывает, что непринятие своей вины из-за гордости, боязни неправильности своей теории, человек не может быть счастливым.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 3

Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с трудностями на пути к цели или мечте, или же попадал в трудную жизненную ситуацию… Порой кажется, что проблема не имеет решения, а препятствия непреодолимы. Некоторые отчаиваются и перестают бороться с трудностями. Но стоит ли человеку смиряться с судьбой? Стоит ли прекращать борьбу за своё счастье и сдаться?

Я искренне считаю, что нужно продолжать бороться за своё счастье, прикладывать все усилия для преодоления препятствий. Только в случае, если человек действительно приложит все возможные усилия, старания будут вознаграждены, цель будет достигнута.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению Джека Лондона «Любовь к жизни». Писатель приводит яркий пример мужества и гордости человека, не желавшего покориться судьбе. Любовь главного героя к жизни была настолько сильной, что даже предательство товарища, суровые природные условия и другие трудности не заставили его сдаться и прекратить борьбу. Усилия и страдания боровшегося за жизнь человека не были напрасны, поскольку члены научной экспедиции на китобойном судне «Бедфорд» наконец-то нашли на берегу Северо-Ледовитого океана.

Другое подтверждение моей точке зрения можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой юноша, полный гордости и желания свободы, не мог жить на чужбине, в монастыре, в неволе. Автор показывает, что побег из монастыря дал Мцыри возможность прожить несколько счастливых дней на свободе, без сожаления за жизнь в неволе. Писатель также показывает читателю, что именно из-за внутреннего стремления к свободе, нежелания смириться с судьбой Мцыри выбирает умереть в борьбе за свою свободу.

Таким образом, можно сделать вывод, что важно не сдаваться и продолжать борьбу за свое счастье, жизнь, мечту. Порой путь к этому счастью наполнен множеством препятствий, как со стороны общества людей, так и со стороны природы. Но человек, не смирившийся с судьбой, не прекративший борьбу рано или поздно достигнет своего, и приложенные для этого колоссальные усилия не будут напрасными.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 4

Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями. Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!

Таким образом, гордость и смирение – неоднозначные явления. Каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства и стараться отбросить тщеславие и высокомерие. Кротость смиренных людей – положительное качество, однако мириться в этом мире нужно далеко не со всем, ибо от действий человека зависит его будущее.

Сочинение № 5

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Гордость, или чувство собственного достоинства, в некоторой мере присуще каждому человеку. Однако существуют ли люди, социальное положение которых способствует развитию гордости? И если да, то что это за положение? Вольтер даёт на эти вопросы ответ – это положение «маленького человека», довольно низкое, а «маленькие люди» к тому же чаще всего ещё и бедны. С одной стороны приближёность «маленьких людей» к народу даёт повод в первую очередь говорить об обострённом чустве патриотизма (гордости за свою страну, свой народ) у них. Таков герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». На протяжение повествования Андрея Соколова, простого советского шофёра, читатель встречает несколько моментов, характиризующих его как человека обладающего чувством самодостоинства. В частности, несгибаемый характер Соколова проявляется в первую очередь в сцене с Мюллером где он не стесняется подкалывать человека, без шуток намиревающегося расстрелять мужчину. При этом смелость Андрея вызвана вовсе не отчаянием, а лишь желанием не уронить в грязь лицом себя и свой народ, свою Родину. Однако гораздо чаще случается иной случай, когда «маленький человек» не только не имеет обострённого чувства гордости, но и кажется вовсе гордостью не обладают. Типичный пример – чиновник Червяков из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника». Несмотря на все заверения статского генерала о том, что чихание Червякова не доставило ему ни капли неудобства последний стремясь максимально угодить высшему чину сперва намеревается написать ему пространное письмо с извинениями (в этом моменте намёк на собственное достоинство всё же проскальзывает). Червяков рассуждает, что унизиться перед гениралом, нанеся ему визит – уже перебор. Но его сущность «маленького человека» быстро подавляет эти мысли, а затем и вовсе заявляется к генералу демонстрируя ему полные угодливость и покорность. Эта ситуация демонстрирует стремление Червякова, как и любого другого «маленького человека», к максимальному унижению перед любыми вышестоящими чинами, что противоречит понятию «чувство собственного достоинства».

Таким образом, нельзя заявлять, что высказывание Вольтера целиком и полностью истинно. Безусловно существуют случии в которых люди демонстрируют описанное им поведение, однако чаще всего ситуация принимает прямо противоположный оборот.