Комментарий к направлению
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Как можно раскрыть тему «Гордость и смирение»
Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова. Когда же указывается на человеческий эгоизм и чувство собственного превосходства, речь идет о гордыне. Разница между гордостью и гордыней огромна.
Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.
Что такое ГОРДОСТЬ
Гордость — это нравственное качество личности, проявляющееся через две кардинально разных стороны:
Как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.
Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т.д. Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.
Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.
В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.
Как следствие переоценки заслуг человека в коллективе, когда могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому- или чему-либо.
В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой.
Синонимы:
гордыня, себялюбие, самомнение, честолюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, самоуверенность, гордыня, достоинство.
Глагольная сочетаемость:
Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.
Эпитеты:
нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.
Что такое СМИРЕНИЕ
Смирение – это нравственное качество, противоположное гордости.
Сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.
Смирение — покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.
Способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.
Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу жизни на основе любви.
Синонимы:
Кротость, добродушие, всепрощение, смиренность, скромность, покорность, безропотность, терпеливость, уступчивость, миролюбие.
Глагольная сочетаемость:
Проявить смирение, иметь смирение, выражать смирение, изображать смирение, призывать к смирению, говорить о смирении, демонстрировать смирение, требует смирения, приводить к смирению, принимать со смирением, смениться смирением, отличаться смирением, обрести смирение.
Эпитеты:
покорное, притворное, напускное, стоическое, кроткое, ангельское, ложное, трогательное, деланное, благоговейное, должное, вынужденное, истинное, подлинное, безнадёжное, глубокое, печальное, великое, искреннее, совершенное, крайнее, абсолютное, бесконечное, внешнее, тихое, спокойное, полное, духовное, внутреннее, большое, настоящее, собственное, лицемерное, безропотное.
Цитаты и высказывания
— Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Американский диктор Генри Уорд Бичер
— Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Немецкий поэт Жорж Вольфрам
— Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
Преподобный Антоний Великий
— Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
Преподобный Антоний Великий
— Смиренье — путь высоких мудрецов,
Так гнется ветвь под тяжестью плодов.
Персидский поэт Саади
— Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.
Русский писатель Иван Тургенев
— Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Французский писатель Николя де Шамфор
— Любовь не знает гордости.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк
— Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер
— Гордость — утешительница слабых.
Л. Вовенарг
— У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них — смирение.
Франсуа де Ларошфуко
— Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер
— Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды.
Р. Бартон
— Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг
— Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия.
Франсуа де Ларошфуко
— Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива. Плиний Младший
— Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо
Примерные темы по направлению «Гордость и смирение»:
Список произведений по направлению «Гордость и смирение
Аргументы по направлению «Гордость и смирение»
А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», отличается не только острым умом, наблюдательностью и жаждой переделать мир, но и сильной гордостью. «Служить бы рад, прислуживаться тошно,» — бескомпромиссно заявляет герой. Гордость Чацкого заставляет героя бороться с существующими общественными порядками. Он не может смириться с тем, что считает неправильным. У героя не получилось найти союзников, ему приходится уйти. Однако он показал закостенелым людям из круга Фамусова, что в новом мире есть место самоуважению и чести, а не только лжи и лести. Поэтому гордость — это далеко не всегда порок человека. Порой она может быть опорой всех его достоинств.
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, характеризуется свободолюбием и гордостью. Несмотря на то, что он вырос в монастыре, в неволе, он не смирился с обстоятельствами и не сломался под их напором. Все это время герой будто не жил, а лишь готовился. И, наконец, убежал, и для него наступило несколько дней счастья.
В его гордости нет высокомерия, он лишь стремился жить так, чтобы не было совестно за прожитые дни и сделанные поступки.
А. Н. Островский. «Гроза»
Катерина, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза», была очень честным человеком. Она не способна ко лжи, поэтому призналась мужу в измене, не боясь гнева его матери. Гордая женщина не хотела скрываться от него, врать и изворачиваться. В итоге героиня осталась совершенно одна. Ни один человек не пришел ей на помощь, а большинство людей ее осуждали, причем за то, что она не сумела соврать об измене. В конце концов, гордость Катерины не выдержала унижения. Она совершила одиночный бунт против лживого общества с его ханжескими взглядами и утопилась. Значит, гордым может быть только сильный и бескомпромиссный человек, готовый постоять за свои убеждения.
М.Горький. «На дне»
Сатин, герой пьесы М. Горького «На дне», несмотря на свое положение нищего, не утратил гордости и самоуважения. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает он. Гордость в его понимании служит основанием для изменений в жизни, борьбы с обстоятельствами. Герой считает, что главное – жить по правде и идти вперед. Сатин не хочет смиряться перед обстоятельствами и удовлетворяться сладкой ложью.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
Маша Миронова, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочетает в себе силу и смирение. Она перенесла потерю родителей, плен у подлого Швабрина и не сломалась. Но в то же время для нее большое значение имело мнение родителей Петра Гринева, которые наотрез отказались благословлять их на женитьбу. Маша смирилась с этим обстоятельством, вела себя кротко и скромно, чем в конце концов заслужила уважение и любовь не только Гриневых, но и самой императрицы Екатерины. Значит, смирение — это не слабость, а сила, ведь только сильная личность может смирить гордыню.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является образцом доброты и смирения. Ради того, чтобы накормить своих маленьких сводных братьев и сестер, она «пошла по жёлтому билету». Соня никого не упрекала в своем положении, ее смирение поддерживало всю семью и давало пример другим людям. И именно оно помогло Родиону Раскольникову покаяться и очистить душу. Образ Сони показывает, как важны прощение и смирение в жизни людей.
В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Главный герой видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что совершает благо. На протяжении всего повествования Раскольников пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга… в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.
А.И.Солженицын. «Матренин двор»
А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» называет свою героиню праведницей. И эти качества действительно присущи Матрене: смирение, доброта, самопожертвование. Она помогает всем вокруг, не требуя ничего взамен, живет для других. Героиня смиряется с приступами тяжелой болезни, потребительским отношением родственников. Даже погибает она, помогая другим. При этом уходит все также смиренно, никого не ругая и не укоряя. Ее тихая жизнь лишена громких подвигов, но подвиг каждодневного самопожертвования вызывает уважение. Смирение – черта праведников, на которых и держится весь мир.
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
Смирение не всегда идет во благо человеку. В доказательство приведем повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин один воспитывал красавицу-дочку, все у них было хорошо, пока однажды ее не увез с собой ротмистр Минский. Герой претворился больным, чтобы задержаться в доме и заручиться доверием Дуни, а потом посадил ее в коляску и увез в Петербург. Смотритель слег с горячкой, но потом отправился на поиски дочери. В ответ на просьбу Минский отказал, а во второй приход отца просто выгнал его из дома. Самсон Вырин решил покориться судьбе, отпустить дочь, но глубокая рана не давала ему жить как прежде. Он начал пить и вскоре умер от тоски. Его смирение оказалось смертельным приговором, данным им самому себе.
М.Горький. «Старуха Изергиль»
Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа этого произведения – Ларра и Данко — являются героями-антиподами, однако им дается общая характеристика: гордые. Но гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.
Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.
Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.
Раскрывая образы Ларры и Данко, М. Горький показывает разницу между понятиями «гордость» и «гордыня». Горделивый Ларра оказывается наказанным: теперь ему суждено существовать и искать свою смерть целую вечность. Причем старуха Изергиль, рассказывающая легенду о Ларре, подчеркивает, что Ларра был наказан именно за свою гордость. Данко же умирает как настоящий герой, который смог спасти свой народ от гибели. Такие финалы жизни персонажей позволяют выразить авторскую позицию: гордость – это положительное качество человека, основанное на уверенности в собственных действиях, а гордыня – отрицательное качество, заслуживающее истинного наказания.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
Проблема гордости в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» связана с взаимоотношениями между Онегиным и Ленским. Евгений знает, что его друг искренне влюблен к Ольгу Ларину, однако надменность Онегина становится причиной того, что он вызывает Ольгу на танец, что приводит Ленского в бешенство. Он вызывает Онегина на дуэль, что подчеркивает способность Ленского бороться за честь и достоинство. Между друзьями происходит дуэль, в результате которой Ленский погибает. Финал взаимоотношений между персонажами показывает, что в дружбе нет места для гордости и надменности.
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим и множество героев, охвачен гордыней. Таков князь Курагин, не желающий мириться с тем, что потерял контроль над деньгами старого графа Безухова. Его алчность не знает границ, ради денег он готов пожертвовать даже собственной дочерью. Но Элен Курагина не уступает в гордыне своему отцу: она не против выйти замуж за Пьера Безухова, после смерти отца ставшего баснословно богатым, но в муже она видит лишь средство, он для неё денежный мешок, оплачивающий её расходы на ювелиров, портных и прочие прихоти. Гордыня Элен завела её так далеко, что она пытается развестись с Пьером, обвиняя в разводе мужа, называя его глупцом, невозможным человеком, сделавшим её жизнь невыносимой.
Горделив и ещё один герой романа – Наполеон. Для него война – это шахматная партия, а люди лишь фигуры, которые он передвигает. Толстой изображает Наполеона как самовлюбленного, глубоко эгоистичного человека. По мысли автора именно то, что полководец не видит в солдатах людей, не чувствует их дух, приводит Наполеона к краху.
«Работаем экспертами»
Сочинение № 1
Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Смиряться с судьбой, что это значит? Смирение – это чувство, которое возникает в человеке, когда он понимает, что выбора уже нет. Смирение – это противоположность гордыни и одна из самых главных проблем добродетелей. И тут возникает вопрос: «Нужно ли человеку смириться с судьбой?». Я считаю, что всё зависит от ситуации, но при это ещё и всё зависит от самого человека. Некоторые люди не могут смириться со своей судьбой, которая поступает с ними жестоко, и кончают жизнь самоубийством или же живут, но без таких качеств как радость, добродушие, любовь. Они могут проявляться, но уже не так как у жизнерадостного и счастливого человека.
Примером смирения является героиня произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова. Отец Сони очень много пьёт, Соне очень трудно дается жизнь, денег нет, жить тоже не на что. И тут Соня отчаянно смиряется со своей судьбой. Тем самым решается идти работать «публичной» девушкой, для того чтобы прокормить семью. У девушки не оставалось выбора, идти работать или погибать от голода. Автор показывает то, что судьба заставила Соню смириться и пойти на такие жертвы, ради того, чтобы прожить хоть как-то.
В рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель» тоже проявляется смирение. Самсон один воспитывал дочь Дуню, жили они хорошо, но однажды ротмистр Минский украл и увез Дуню в Петербург. Смотритель Самсон заболел, но после выздоровления отправился на поиски дочери. Минский отказал в ответ на просьбу Самсона, а во второй приход выгнал его. Самсон с болью и глубокой раной в душе смирился с судьбой и отпустить дочь. Он начал пить и вскоре умер. Роль этого аргумента заключается в том, что Самсону тоже не оставалось выбора, кроме того, как смириться с такой болью.
Я думаю, что человек не всегда должен смиряться со своей судьбой. Нужно всегда искать выход из любой ситуации, какими ужасными они не были. Судьба может быть и не справедлива к человеку. Но нужно искать во всем свои плюсы.
«Работаем экспертами»
Сочинение № 2
Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.
Как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым?
Пожалуй, многим известно, что человек по своей природе весьма эгоистичен. Однако в некоторых людях это качество преобладает по отношению к другим. После неприятной ситуации они могут не только не чувствовать за собой вины, но и гордо продолжать отрицать ее. Может ли такой человек жить счастливо?
Я считаю, что не может. Если человек сделает кому-то очевидно плохо и не признает этого, вероятно, большинство от него отвернется. И человек такой останется без поддержки и эмоциональной подпитки. Такое положение едва ли сделает кого-то счастливым.
К этой теме неоднократно обращался Федор Михайлович Достоевский в своих романах. В «Преступлении и наказании» главный герой романа – Родион Раскольников строит теорию, которая делит людей на две группы. Одна из них содержит в себе «тварей дрожащих», а вторая – особенных личностей, которые могут пожертвовать чьей-то жизнью ради блага десятков или сотен людей. Эгоистически полагая, что он – человек особенный, Родион идет на убийство старухи-процентщицы. После совершенного преступления, убийца осознает, что его теория потерпела крах. Из-за гордости, как проявления эгоизма, преступник не раскаивается в совершенном деянии. Каждый день он проводит в страшных муках, постоянно боится правосудия и даже бредит. О каком счастье тут можно говорить? Лишь после момента раскаяния жизнь Родиона Романовича начинает меняться в лучшую сторону. Этот пример очень хорошо показывает, что непринятие своей вины из-за гордости, боязни неправильности своей теории, человек не может быть счастливым.
«Работаем экспертами»
Сочинение № 3
Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.
Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с трудностями на пути к цели или мечте, или же попадал в трудную жизненную ситуацию… Порой кажется, что проблема не имеет решения, а препятствия непреодолимы. Некоторые отчаиваются и перестают бороться с трудностями. Но стоит ли человеку смиряться с судьбой? Стоит ли прекращать борьбу за своё счастье и сдаться?
Я искренне считаю, что нужно продолжать бороться за своё счастье, прикладывать все усилия для преодоления препятствий. Только в случае, если человек действительно приложит все возможные усилия, старания будут вознаграждены, цель будет достигнута.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению Джека Лондона «Любовь к жизни». Писатель приводит яркий пример мужества и гордости человека, не желавшего покориться судьбе. Любовь главного героя к жизни была настолько сильной, что даже предательство товарища, суровые природные условия и другие трудности не заставили его сдаться и прекратить борьбу. Усилия и страдания боровшегося за жизнь человека не были напрасны, поскольку члены научной экспедиции на китобойном судне «Бедфорд» наконец-то нашли на берегу Северо-Ледовитого океана.
Другое подтверждение моей точке зрения можно найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой юноша, полный гордости и желания свободы, не мог жить на чужбине, в монастыре, в неволе. Автор показывает, что побег из монастыря дал Мцыри возможность прожить несколько счастливых дней на свободе, без сожаления за жизнь в неволе. Писатель также показывает читателю, что именно из-за внутреннего стремления к свободе, нежелания смириться с судьбой Мцыри выбирает умереть в борьбе за свою свободу.
Таким образом, можно сделать вывод, что важно не сдаваться и продолжать борьбу за свое счастье, жизнь, мечту. Порой путь к этому счастью наполнен множеством препятствий, как со стороны общества людей, так и со стороны природы. Но человек, не смирившийся с судьбой, не прекративший борьбу рано или поздно достигнет своего, и приложенные для этого колоссальные усилия не будут напрасными.
«Работаем экспертами»
Сочинение № 4
Задание: внимательно прочитайте сочинение. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.
С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями. Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
Таким образом, гордость и смирение – неоднозначные явления. Каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства и стараться отбросить тщеславие и высокомерие. Кротость смиренных людей – положительное качество, однако мириться в этом мире нужно далеко не со всем, ибо от действий человека зависит его будущее.
Сочинение № 5
Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.
Гордость, или чувство собственного достоинства, в некоторой мере присуще каждому человеку. Однако существуют ли люди, социальное положение которых способствует развитию гордости? И если да, то что это за положение? Вольтер даёт на эти вопросы ответ – это положение «маленького человека», довольно низкое, а «маленькие люди» к тому же чаще всего ещё и бедны. С одной стороны приближёность «маленьких людей» к народу даёт повод в первую очередь говорить об обострённом чустве патриотизма (гордости за свою страну, свой народ) у них. Таков герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». На протяжение повествования Андрея Соколова, простого советского шофёра, читатель встречает несколько моментов, характиризующих его как человека обладающего чувством самодостоинства. В частности, несгибаемый характер Соколова проявляется в первую очередь в сцене с Мюллером где он не стесняется подкалывать человека, без шуток намиревающегося расстрелять мужчину. При этом смелость Андрея вызвана вовсе не отчаянием, а лишь желанием не уронить в грязь лицом себя и свой народ, свою Родину. Однако гораздо чаще случается иной случай, когда «маленький человек» не только не имеет обострённого чувства гордости, но и кажется вовсе гордостью не обладают. Типичный пример – чиновник Червяков из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника». Несмотря на все заверения статского генерала о том, что чихание Червякова не доставило ему ни капли неудобства последний стремясь максимально угодить высшему чину сперва намеревается написать ему пространное письмо с извинениями (в этом моменте намёк на собственное достоинство всё же проскальзывает). Червяков рассуждает, что унизиться перед гениралом, нанеся ему визит – уже перебор. Но его сущность «маленького человека» быстро подавляет эти мысли, а затем и вовсе заявляется к генералу демонстрируя ему полные угодливость и покорность. Эта ситуация демонстрирует стремление Червякова, как и любого другого «маленького человека», к максимальному унижению перед любыми вышестоящими чинами, что противоречит понятию «чувство собственного достоинства».
Таким образом, нельзя заявлять, что высказывание Вольтера целиком и полностью истинно. Безусловно существуют случии в которых люди демонстрируют описанное им поведение, однако чаще всего ситуация принимает прямо противоположный оборот.