Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова
муниципального образования Каневской район

         
   
       
       
     
 

РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ


ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ


Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.


В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:


1. информация, запрещенная для распространения среди детей;


2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.


3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:


4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;


5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;


6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;


7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;


8. оправдывающая противоправное поведение;


9. содержащая нецензурную брань;


10. содержащая информацию порнографического характера.


К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:


1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;


2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;


3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;


4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.


С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность Ваших детей.






ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ПОДГОТОВЛЕНА ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»)


Как защитить ребенка от негативного воздействия интернета


Дети в наше время ориентируются в современных технологиях порой лучше своих родителей, непринужденно «гуляют» по виртуальным просторам, знакомятся с новыми людьми и заходят на сайты различного содержания. Родителям надо знать, что для современного ребенка Интернет – это не только источник новых знаний, помощь в учебе и средство общения, это еще и риск оказаться жертвой преступников, в том числе распространяющих наркотики.


Пытаясь защитить ребенка, не стоит перекрывать ему выход в Интернет. Родительский контроль не должен иметь форму диктатуры, просто в семье должны быть отношения, построенные на доверии — тогда ребенок не стремится утаивать от родителей круг тем, которые он обсуждает в сети, и новых интернет-знакомых.


Предлагаем Вашему вниманию несколько ключевых рекомендаций.


1. Интересуйтесь жизнью ребенка


Как можно чаще разговаривайте с ребенком (о его и Ваших радостях, огорчениях, открытиях, планах, мечтах, интересах). Старайтесь понять мысли и чувства ребенка.


Приглашайте в гости его друзей. Знайте, в каком окружении он вращается, чем занимается, с кем дружит, чем они увлекаются, к каким молодежным субкультурам приобщаются. Ведь дети выбирают не наркотики, они выбирают сначала стиль жизни, и если этот стиль предполагает употребление наркотиков, то они приобщаются и к употреблению.


Учитесь правильно задавать вопросы, чтобы получить ответы. Например, на банальный вопрос «Как дела в школе?» чаще всего можно услышать «Нормально». Дежурный вопрос – дежурный ответ. Чтобы получить реальное представления о том, как прошел день и какова ситуация в классе, надо предлагать открытые вопросы, на которые трудно ответить просто «да» или «нет». Например, у школьника младших классов можно спросить: Что самое хорошее произошло с тобой сегодня в школе? Был ли случай, когда ты сердился сегодня? Какое место в школе самое классное и почему? Что твои друзья будут делать в выходные? А ты что хотел бы? Если бы инопланетяне прилетели в вашу школу и забрали кого-нибудь, кого бы ты хотел, чтобы они забрали, и почему? У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты хотел бы задать учителю? И т. п.


Если Ваш ребенок уже в подростковом возрасте – добавьте его в друзья в социальных сетях. Вы сразу увидите, чем ребенок интересуется, какие проблемы его волнуют. Достаточно посмотреть, что он постит, какими ссылками обменивается, какую музыку скачивает, какие фильмы смотрит, в каких группах состоит, с кем дружит. Но при этом важно соблюдать деликатность. Это не должно быть способом вынюхивания компромата, чтобы потом спустить на ребенка всех собак. Так Вы можете потерять его доверие. Интернет-страничка – это лишь информация к размышлению, повод завести разговор по душам на волнующую его тему, не признаваясь, что читали сына или дочь в соцсети.


В этом возрасте у подростка очень хрупкое «Я», неустойчивая система личности. А чувства переживаются очень сильные и яркие. Обсуждая какое-нибудь событие из его жизни, ни в коем случае нельзя пренебрежительно говорить «Мне бы твои проблемы!» или «Ерунда, скоро всё пройдет!». Лучше расскажите о своем пережитом опыте (первой любви, первом экзамене, первой победе, первом пережитом вами предательстве и пр.).


В общем, если Вы только к 8-му классу вспомнили, что у Вас есть сын или дочь, диалог установить очень сложно. Поэтому чем раньше Вы начнете разговаривать, общаться, тем лучше.


2. Договоритесь о правилах пользования Интернетом


Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «i», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Составьте список правил работы детей в Интернете и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действуют всегда.


Ни под каким предлогом не соглашайтесь на установку компьютера в комнате ребенка — он должен стоять общей, часто посещаемой комнате. Но не забывайте, что ребенок может выходить в сеть и по мобильному телефону.


Оговорите, сколько времени он может проводить в Интернете.


Объясните ребенку, что недопустимо выкладывать в сеть личные данные (Ф.И.О., возраст, город, место учебы, домашний адрес, номер телефона) и конфиденциальную информацию (время возвращения из школы, место прогулок, компрометирующие фотографии). Можете поучаствовать в выборе псевдонима («ника»), который не будет содержать никакой личной информации о ребенке.


Атмосфера анонимности, царящая в сети Интернет, является благоприятной почвой для развития преступной деятельности. Излюбленным местом преступников для установления контактов являются чаты, в которых они могут проявить себя как добрые, услужливые люди, всегда готовые выслушать и посочувствовать, даже сделать подарок.


Перед тем, как зарегистрироваться в чате, форме или блоге, вместе с ребенком внимательно прочитайте соглашение о конфиденциальности личных данных и правилах поведения в чате.


Поясните, что в сети, несмотря на кажущуюся безнаказанность за какие-то проступки, действуют те же правила, что и в реальной жизни: есть хорошее и плохое, есть правильное и неправильное.


Научите детей доверять интуиции. При малейших признаках беспокойства, пусть рассказывают об этом Вам.


Объясните, что далеко не все, что можно увидеть в Интернете – правда. При сомнениях пусть лучше уточнит у Вас.


Объясните ребенку, что люди в Сети часто выдают себя за других. Научите ребенка не принимать приглашение собеседника на общение в приватной комнате или, что еще опаснее, соглашаться на встречу в реальной жизни и сразу сообщить об этом родителям. Если что-то вызовет ощущение дискомфорта, нужно сразу покинуть чат. Было бы хорошо, если бы ребенок свободно обсуждал это с родителями и не стеснялся обратиться к Вам за помощью в сомнительной ситуации.


3. Используйте возможности Интернета с пользой


Помогите ребенку найти чаты и форумы по его интересам, направьте его в нужное русло, и он будет меньшее время проводить в поиске какой-либо информации, дрейфуя по сайтам и натыкаясь на ссылки с сомнительными ресурсами.


В этих же целях для маленького ребенка установите на компьютер детскую поисковую систему. Помните, что Вы можете, не читая переписки, отслеживать время от времени посещаемые ребенком сайты по ссылкам в журнале истории браузера.


Изучите и используйте настройки операционной системы Вашего компьютера, настройки поисковых сервисов, современные программы, которые помогают фильтровать содержимое сайтов, контролировать места посещения и деятельность там.


Уточните у классного руководителя, установлены ли в школьном кабинете информатики программы контентной фильтрации, предназначенные оградить детей от вредной информации в Интернете.


4. Не теряйте бдительности


Время от времени посещайте любимые сайты ребенка вместе с ним. Если ребенок ведет дневник в Интернете, иногда прочитывайте его.


Чаще разговаривайте с ребенком об обсуждаемых в чате темах, собеседниках, что его заинтересовало или насторожило.


Регулярно проверяйте содержимое памяти компьютера (не сохранены ли в ней сомнительные материалы).


Следите за доступом ребенка к чатам, программам, имеющим возможность мгновенного обмена сообщениями, почтой, то есть теми, которые работают в режиме реального времени. Именно в чатах чаще всего преступники находят своих возможных будущих жертв. А после налаживания первоначального контакта начинают пользоваться услугами icq или электронной почты.


Следите за доступом ребенка к электронным платежным системам.


Признаки того, что ребенок стал жертвой интернет-преступника


Интернет занимает слишком много свободного времени Вашего ребенка. Если это так, то ребенок в группе риска.


Что еще должно насторожить? Ребенок закрывается в своей комнате, переключает вкладки на экране компьютера, когда кто-нибудь заходит, всячески скрывает, чем он занимается в Интернете.


Ребенок стал замкнутым, скрывает свои занятия, сторонится друзей и близких. Все это очень плохие признаки, так как даже мелкие бытовые внутрисемейные конфликты злоумышленники пытаются представить в глазах ребенка с наименее выгодной для Вас стороны, заниматься подстрекательством.


Ребенку звонят незнакомые Вам люди. Телефонный разговор - еще один способ установление контакта для преступника. Иногда дети не дают свой номер телефона, тогда злоумышленник дает свой номер. Поэтому исходящие звонки ребенка тоже стоит мягко контролировать. И уж тем более не разрешайте ребенку проводить личные встречи с незнакомыми людьми.


Ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестных лиц.


Ребенок пользуется чужой учетной записью для выхода в Сеть. Сами преступники могут предоставлять возможность пользоваться такой учетной записью для того, чтобы общаться с вашими детьми. Поэтому даже если дома нет подключения к Интернету, ребенок может стать преследуемым, посещая интернет-кафе или имея возможность выйти в Сеть у друзей или в другом месте.


Что делать?


Если же виртуальный контакт с преступником все же произошел, не спешите винить детей. Ответственность за это всегда лежит на злоумышленнике. Сохраните все «следы» этого контакта: сомнительные файлы, адреса почты, сайтов и чатов и пр. для предъявления их правоохранительным органам. Обязательно сделайте все возможное для прекращения контактов злоумышленника и Вашего ребенка.


При подготовке статьи использованы материалы gnk.krasnoyarsk.ru, kp.ru и internet-kontrol.ru.



ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Министерство просвещения
Российской Федерации


Министерство образования, науки
и молодёжной политики
Краснодарского края


Институт развития образования
Краснодарского края


Управление образования администрации
муниципального образования Каневской район


Районный информационно-методический центр
муниципального образования Каневской район




© Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район, 2007-2019