Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова
муниципального образования Каневской район

         
   
       
       
     
 

РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ


Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.


В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:


1. информация, запрещенная для распространения среди детей;


2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.


3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:


4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;


5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;


6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;


7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;


8. оправдывающая противоправное поведение;


9. содержащая нецензурную брань;


10. содержащая информацию порнографического характера.


К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:


1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;


2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;


3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;


4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.


С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность Ваших детей.


Общие правила для родителей


1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.


2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.


3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).


4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).


5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет также, как интересуетесь реальными друзьями.


Возраст от 7 до 8 лет


В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что Вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.


Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет:


1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.


2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.


3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.


4. Используйте специальные детские поисковые машины.


5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.


6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.


7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.


8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.


9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без Вашего согласия.


10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.


11. В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.


12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.


13. Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».


14. Приучите Вашего ребенка сообщать Вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


Возраст детей от 9 до 12 лет


В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.


Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет:


1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.


2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.


3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.


4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.


5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.


6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.


7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.


8. Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.


9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.


10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.


11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.


12. Приучите Вашего ребенка сообщать Вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам о своих тревогах и опасениях.


13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.


14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли Вам доступ к своей электронной почте, чтобы Вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.


15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.


Возраст детей от 13 до 17 лет


В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.


Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.


Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.


Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет:


1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).


2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.


3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.


4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.


5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.


6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.


7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.


8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.


9. Приучите Вашего ребенка сообщать Вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.


11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.


12. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.


13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.


14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.


Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ПОДГОТОВЛЕНА ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»)


Как защитить ребенка от негативного воздействия интернета


Дети в наше время ориентируются в современных технологиях порой лучше своих родителей, непринужденно «гуляют» по виртуальным просторам, знакомятся с новыми людьми и заходят на сайты различного содержания. Родителям надо знать, что для современного ребенка Интернет – это не только источник новых знаний, помощь в учебе и средство общения, это еще и риск оказаться жертвой преступников, в том числе распространяющих наркотики.


Пытаясь защитить ребенка, не стоит перекрывать ему выход в Интернет. Родительский контроль не должен иметь форму диктатуры, просто в семье должны быть отношения, построенные на доверии — тогда ребенок не стремится утаивать от родителей круг тем, которые он обсуждает в сети, и новых интернет-знакомых.


Предлагаем Вашему вниманию несколько ключевых рекомендаций.


1. Интересуйтесь жизнью ребенка


Как можно чаще разговаривайте с ребенком (о его и Ваших радостях, огорчениях, открытиях, планах, мечтах, интересах). Старайтесь понять мысли и чувства ребенка.


Приглашайте в гости его друзей. Знайте, в каком окружении он вращается, чем занимается, с кем дружит, чем они увлекаются, к каким молодежным субкультурам приобщаются. Ведь дети выбирают не наркотики, они выбирают сначала стиль жизни, и если этот стиль предполагает употребление наркотиков, то они приобщаются и к употреблению.


Учитесь правильно задавать вопросы, чтобы получить ответы. Например, на банальный вопрос «Как дела в школе?» чаще всего можно услышать «Нормально». Дежурный вопрос – дежурный ответ. Чтобы получить реальное представления о том, как прошел день и какова ситуация в классе, надо предлагать открытые вопросы, на которые трудно ответить просто «да» или «нет». Например, у школьника младших классов можно спросить: Что самое хорошее произошло с тобой сегодня в школе? Был ли случай, когда ты сердился сегодня? Какое место в школе самое классное и почему? Что твои друзья будут делать в выходные? А ты что хотел бы? Если бы инопланетяне прилетели в вашу школу и забрали кого-нибудь, кого бы ты хотел, чтобы они забрали, и почему? У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты хотел бы задать учителю? И т. п.


Если Ваш ребенок уже в подростковом возрасте – добавьте его в друзья в социальных сетях. Вы сразу увидите, чем ребенок интересуется, какие проблемы его волнуют. Достаточно посмотреть, что он постит, какими ссылками обменивается, какую музыку скачивает, какие фильмы смотрит, в каких группах состоит, с кем дружит. Но при этом важно соблюдать деликатность. Это не должно быть способом вынюхивания компромата, чтобы потом спустить на ребенка всех собак. Так Вы можете потерять его доверие. Интернет-страничка – это лишь информация к размышлению, повод завести разговор по душам на волнующую его тему, не признаваясь, что читали сына или дочь в соцсети.


В этом возрасте у подростка очень хрупкое «Я», неустойчивая система личности. А чувства переживаются очень сильные и яркие. Обсуждая какое-нибудь событие из его жизни, ни в коем случае нельзя пренебрежительно говорить «Мне бы твои проблемы!» или «Ерунда, скоро всё пройдет!». Лучше расскажите о своем пережитом опыте (первой любви, первом экзамене, первой победе, первом пережитом вами предательстве и пр.).


В общем, если Вы только к 8-му классу вспомнили, что у Вас есть сын или дочь, диалог установить очень сложно. Поэтому чем раньше Вы начнете разговаривать, общаться, тем лучше.


2. Договоритесь о правилах пользования Интернетом


Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «i», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Составьте список правил работы детей в Интернете и помните, что лучше твердое «нет», чем неуверенное «да». Пусть ограничения будут минимальны, но зато действуют всегда.


Ни под каким предлогом не соглашайтесь на установку компьютера в комнате ребенка — он должен стоять общей, часто посещаемой комнате. Но не забывайте, что ребенок может выходить в сеть и по мобильному телефону.


Оговорите, сколько времени он может проводить в Интернете.


Объясните ребенку, что недопустимо выкладывать в сеть личные данные (Ф.И.О., возраст, город, место учебы, домашний адрес, номер телефона) и конфиденциальную информацию (время возвращения из школы, место прогулок, компрометирующие фотографии). Можете поучаствовать в выборе псевдонима («ника»), который не будет содержать никакой личной информации о ребенке.


Атмосфера анонимности, царящая в сети Интернет, является благоприятной почвой для развития преступной деятельности. Излюбленным местом преступников для установления контактов являются чаты, в которых они могут проявить себя как добрые, услужливые люди, всегда готовые выслушать и посочувствовать, даже сделать подарок.


Перед тем, как зарегистрироваться в чате, форме или блоге, вместе с ребенком внимательно прочитайте соглашение о конфиденциальности личных данных и правилах поведения в чате.


Поясните, что в сети, несмотря на кажущуюся безнаказанность за какие-то проступки, действуют те же правила, что и в реальной жизни: есть хорошее и плохое, есть правильное и неправильное.


Научите детей доверять интуиции. При малейших признаках беспокойства, пусть рассказывают об этом Вам.


Объясните, что далеко не все, что можно увидеть в Интернете – правда. При сомнениях пусть лучше уточнит у Вас.


Объясните ребенку, что люди в Сети часто выдают себя за других. Научите ребенка не принимать приглашение собеседника на общение в приватной комнате или, что еще опаснее, соглашаться на встречу в реальной жизни и сразу сообщить об этом родителям. Если что-то вызовет ощущение дискомфорта, нужно сразу покинуть чат. Было бы хорошо, если бы ребенок свободно обсуждал это с родителями и не стеснялся обратиться к Вам за помощью в сомнительной ситуации.


3. Используйте возможности Интернета с пользой


Помогите ребенку найти чаты и форумы по его интересам, направьте его в нужное русло, и он будет меньшее время проводить в поиске какой-либо информации, дрейфуя по сайтам и натыкаясь на ссылки с сомнительными ресурсами.


В этих же целях для маленького ребенка установите на компьютер детскую поисковую систему. Помните, что Вы можете, не читая переписки, отслеживать время от времени посещаемые ребенком сайты по ссылкам в журнале истории браузера.


Изучите и используйте настройки операционной системы Вашего компьютера, настройки поисковых сервисов, современные программы, которые помогают фильтровать содержимое сайтов, контролировать места посещения и деятельность там.


Уточните у классного руководителя, установлены ли в школьном кабинете информатики программы контентной фильтрации, предназначенные оградить детей от вредной информации в Интернете.


4. Не теряйте бдительности


Время от времени посещайте любимые сайты ребенка вместе с ним. Если ребенок ведет дневник в Интернете, иногда прочитывайте его.


Чаще разговаривайте с ребенком об обсуждаемых в чате темах, собеседниках, что его заинтересовало или насторожило.


Регулярно проверяйте содержимое памяти компьютера (не сохранены ли в ней сомнительные материалы).


Следите за доступом ребенка к чатам, программам, имеющим возможность мгновенного обмена сообщениями, почтой, то есть теми, которые работают в режиме реального времени. Именно в чатах чаще всего преступники находят своих возможных будущих жертв. А после налаживания первоначального контакта начинают пользоваться услугами icq или электронной почты.


Следите за доступом ребенка к электронным платежным системам.


Признаки того, что ребенок стал жертвой интернет-преступника


Интернет занимает слишком много свободного времени Вашего ребенка. Если это так, то ребенок в группе риска.


Что еще должно насторожить? Ребенок закрывается в своей комнате, переключает вкладки на экране компьютера, когда кто-нибудь заходит, всячески скрывает, чем он занимается в Интернете.


Ребенок стал замкнутым, скрывает свои занятия, сторонится друзей и близких. Все это очень плохие признаки, так как даже мелкие бытовые внутрисемейные конфликты злоумышленники пытаются представить в глазах ребенка с наименее выгодной для Вас стороны, заниматься подстрекательством.


Ребенку звонят незнакомые Вам люди. Телефонный разговор - еще один способ установление контакта для преступника. Иногда дети не дают свой номер телефона, тогда злоумышленник дает свой номер. Поэтому исходящие звонки ребенка тоже стоит мягко контролировать. И уж тем более не разрешайте ребенку проводить личные встречи с незнакомыми людьми.


Ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестных лиц.


Ребенок пользуется чужой учетной записью для выхода в Сеть. Сами преступники могут предоставлять возможность пользоваться такой учетной записью для того, чтобы общаться с вашими детьми. Поэтому даже если дома нет подключения к Интернету, ребенок может стать преследуемым, посещая интернет-кафе или имея возможность выйти в Сеть у друзей или в другом месте.


Что делать?


Если же виртуальный контакт с преступником все же произошел, не спешите винить детей. Ответственность за это всегда лежит на злоумышленнике. Сохраните все «следы» этого контакта: сомнительные файлы, адреса почты, сайтов и чатов и пр. для предъявления их правоохранительным органам. Обязательно сделайте все возможное для прекращения контактов злоумышленника и Вашего ребенка.


При подготовке статьи использованы материалы gnk.krasnoyarsk.ru, kp.ru и internet-kontrol.ru.



ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Министерство просвещения
Российской Федерации


Министерство образования, науки
и молодёжной политики
Краснодарского края


Институт развития образования
Краснодарского края


Управление образования администрации
муниципального образования Каневской район


Районный информационно-методический центр
муниципального образования Каневской район




© Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район, 2007-2018