Главным
условием успешной сдачи единого госэкзамена по литературе
является хорошее знание содержания художественных
произведений, входящих в обязательный список, а также умение
анализировать текст лирического стихотворения. Следует
помнить, что различного рода «краткие пересказы»
классических сюжетов, как и чтение «по диагонали» могут лишь
навредить экзаменуемому, так как многие из заданий нацелены
на проверку знания сюжета и образной системы произведения,
основного места действия и тому подобного. Плохое знание
литературного материала неизбежно отразится и в развернутых
ответах, связанных с общей проблематикой предложенных
текстов. Сказанное относится и к сочинению, один из
критериев оценивания которого связан с наличием ссылок на
текст рассматриваемого в работе произведения. Не менее важны
знания по истории и теории литературы. Они отражают опыт,
накопленный на уроках литературы и подкрепленный умением
пользоваться при подготовке к экзамену различными
учебно-справочными материалами (учебники, словари и тому
подобное). «Одно из условий успешного выполнения заданий –
хорошее владение сведениями о литературных направлениях,
родах и жанрах, умение определять роль художественных
средств в прозаическом и поэтическом тексте,
терминологическая грамотность, то есть способность «говорить
на языке предмета», - считает председатель федеральной
комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
Наконец, учитывая тот факт, что основное место в
экзаменационной работе по литературе занимают задания,
требующие написания связного ответа, необходимо особое
внимание уделить совершенствованию навыков письменного
рассуждения на литературную тему. Эти навыки не формируются
раз и навсегда, а требуют постоянного воспроизведения,
своеобразного «тренинга». В период подготовки к экзамену
писать нужно постоянно, обращаясь к программному материалу и
пробуя свои силы в раскрытии тем различной направленности
(анализ основного конфликта произведения, характеристика
персонажей, выявление авторского отношения к героям и
событиям, сопоставление произведений разных писателей на
основе их сходства или различия и тому подобное). При этом
вовсе не нужно «прятаться» за мнение авторитетных критиков и
ученых: для проверяющих работы экспертов не менее важно
мнение самого пишущего, его умение размышлять над
прочитанным. Успех на экзамене может быть достигнут только в
том случае, если сам предмет глубоко и добросовестно изучен.
Удачи на ЕГЭ-2017!
|