МБОУ лицей ст. Каневская
Навигация

kuban
Анонс

KNSH

portal

Инструкция о размещении отзыва граждан о работе ОО на официальном сайте ГМУ bus.gov.ru

Инструкция о размещении отзыва граждан о работе ОО на официальном сайте ГМУ bus.gov.ru

Имя героя

Новые федеральные порядки проведения государственной итоговой аттестации

Опросы и анкетирование

Антинарко

Стоп коррупция

Сетевой город

Знак качества Просвещения

Знак качества «Просвещения»

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район

Третье тематическое направление итогового сочинения «Добро и зло»

Комментарий к направлению

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Аспекты направления «Добро и зло»

Добро и зло как этическая сущность личности, как выбор свободного человека. Чем руководствуется человек, выбирая между добром и злом, что влияет на этот выбор. Каковы последствия выбора для самого человека и окружающих. Добро и зло как категории врожденные и приобретенные. Как зарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс.

  1. Добро и зло в умах и жизни: зло физическое и зло нравственное. Одно дело вершить добро или зло, и другое.—позволять злу твориться. Борьба со злом как смысл жизни. Способы противостояния злу. Непротивление злу. Добрые и злые отношения между людьми. Внешние силы добра и зла. Противостояние злу как торжество справедливости.
  2. Что понимать под добром и злом: вопрос разграничения нравственного и безнравственного, должного и предосудительного. Зыбкая граница между добром и злом. Как меняется представление человека о добре и зле в процессе формирования личности и в историческом плане.
  3. Совесть как арена борьбы добра со злом. Совесть как регулятор поведения человека. Влияние осуждения и одобрения на поведение человека.
  4. Добродетели и пороки человечества. Их влияние на жизнь человека и окружающего мира.

Добродетели: мудрость, мужество, смелость, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие, забота, толерантность, понимание, усердие, трудолюбие, честность, уважение, щедрость, скромность, отзывчивость, гуманность, ум, бескорыстие, дружелюбие, ответственность, вежливость, альтруизм, надежность, искренность, совесть, долг, принципиальность, благодарность, чуткость.

Пороки: враждебность, равнодушие, невежество, ненависть, зависть, мстительность, корысть, жестокость, гнев, алчность, жадность, ложь, нетерпимость, раздражительность, коварство, лень, гордыня, трусость, злопамятство, злословие, хамство, хвастливость, эгоизм, тщеславие, подхалимство, грубость, беспощадность, ханжество, надменность, двуличие, черствость, подлость, беспринципность, неблагодарностью.

Что такое ДОБРО

ДОБРО — философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо.
«Добро — благо; благополучие; доброта; честность; польза; счастье; удача; успех; долг; хорошее дело, поступок; доброе отношение; знак согласия».

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 
2. О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.

Синонимы:

доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение, щедрость, благость

Глагольная сочетаемость и выражения:

дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром…

Эпитеты к слову ДОБРО:

вселенское, воплощённое, абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, духовное, человеческое. 

Что такое ЗЛО

ЗЛО – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами. 

«Зло — вред; беда; несчастье; напасть; неприятность; злое чувство:  гнев,  досада;  грех; месть; обида; вина; лукавство». 

1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 
 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 
 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

Синонимы:

несчастье, неправда, злость, язва, неприятность, ярость, беда, желчь, злоба, гнев, досада. 

Глагольная сочетаемость и выражения:

делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла.

Эпитеты к слову ЗЛО:

враждующее (Аксаков); всесокрушающее (Вейнберг); вечно алчущее (А.Рославлев); коварное (Мей); могучее(П.Я.); мятежное (Фофанов); абсолютное, большое, великое, непоправимое, огромное, воплощённое, вселенское, неизбежное, непоправимое, меньшее, торжествующее, метафизическое, мировое, мирское, изначальное, потустороннее, безусловное, всемирное, потенциальное, неведомое, абстрактное, необходимое, несомненное, древнее, социальное, чудовищное, страшное, очевидное, кажущееся, сущее, совершенное, вопиющее, нравственное, малое, главное, неудержимое, дьявольское, ужасное, действительное, объективное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, конкретное, вечное, земное, реальное, знакомое, грядущее, сплошное, подлинное, настоящее, внешнее, привычное, чёрное, явное, крайнее, тяжкое, старое, бесконечное, чужое, известное, человеческое, многое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое, особое, неисправимое.

Цитаты к направлению «Добро и зло»

• Добром добро оплатишь — молодец.
На зло добром ответишь — ты мудрец.
Омар Хайям
• Добро по указу — не добро.
И.С. Тургенев
• Награда за доброе дело — в самом его свершении.
Р. Эмерсон
• Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Л. Толстой
• Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
Л. Толстой
• Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад.
Гейне
• Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
В. Ключевский
• Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.
О. Бальзак
• Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.
Франсуа де Ларошфуко
• Лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро.
В. Шойхер
• Доброе долго помнится, а злое — ещё дольше. (пословица)
• Злу добро всегда кажется злом.
Рэй Брэдбери
• Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.
Саади
• Зло, как и добро, имеет своих героев.
Франсуа де Ларошфуко
• Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Лев Николаевич Толстой
• Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта.
Шота Руставели
• У людей их добродетели и пороки не разложены по полочкам. Все это вместе перемешано.
Бернард Шоу
• Может, лучше не уничтожать зло, а растить добро?
Антуан де Сент-Экзюпери
• Зло летает на крыльях, добро ползает как черепаха.
Вольтер
• Добро и зло — понятия относительные, и люди просто приспосабливают их к своим целям.
Уильям Сомерсет Моэм

Примерные темы к направлению «Добро и зло»

  • Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
  • В чём заключается сила добра?
  • Как связаны между собой любовь и добро?
  • В каких поступках человека проявляется добро?
  • Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что истинное добро всегда бескорыстно?
  • Что значит быть добрым?
  • Почему зло действует на человека разрушительно?
  • Может ли навредить добро?
  • «Добро должно быть с кулаками…» Так ли это?
  • Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?
  • В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
  • Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
  • Как связаны добро и способность к состраданию?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Злыми не рождаются, а становятся»?
  • Огромная опасность зла таится в том, что оно часто маскируется под добро.
  • Даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра.
  • Согласны ли вы с утверждением, что «злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Притча)

    Список произведений к направлению «Добро и зло»                                                                                         

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
  • А.И. Солженицын  «Архипелаг ГУЛАГ»
  • В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
  • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Тарас Бульба»
  • А.Н. Островский «Гроза», ««Без вины виноватые»
  • А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • А.П. Платонов «Юшка»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • Ч.Т. Айтматов «Плаха»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • В. Тендряков «Люди или нелюди»
  • А. Платонов «Юшка»
  • М. Шолохов «Судьба человека»

Подборка аргументов к направлению «Добро и зло»

М.Горький. «На дне»

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако неправдивый, он позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

М.Шолохов. «Тихий Дон»

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображено общество, в котором под влиянием войны не осталось места доброте. Казаки позабыли старые добрые традиции и пошли друг на друга войной. Так, Мишка Кошевой убивает несговорчивого деда Гришаку, хотя всю жизнь прожил с ним бок о бок. А затем и Митька Коршунов убивает семью Кошевого  и объясняет это местью за деда и спаленный дом. Под его шашкой гибнут даже маленькие дети. Мирная деревня превратилась в поле брани, где каждый сам за себя. Источником этой всесторонней злобы является братоубийственная война, которая сделала близких людей непримиримыми врагами и посеяла кровавую вражду в куренях.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», является Иешуа Га-Ноцри. Главным его убеждением является тезис: человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Иешуа думает так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.

Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса. Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства. Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.

А.И.Солженицын. «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью выручает окружающих, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Матрена добра, однако это почему-то не делает её счастливой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Та выросла, но так и не привязалась к матери. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену, которая ради приемной дочери была готова практически на всё (даже раскатать по брёвнам свою горницу). Но и тогда Кира не оценила поступка, ведь все так давно привыкли только брать от неё.
И только когда Матрены уже не стало, Кира наконец-то поняла, чего лишилась.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

Яркий пример столкновения добра и зла показывает нам А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Здесь нет понятия «добро» и «зло» в том смысле, в каком мы привыкли его слышать. Злом тут является фамусовское общество, которое в гонке за чинами и наградами забывает о моральных предубеждениях, чести и светлой любви… «Кто беден, тот тебе не пара», — так говорит Фамусов своей дочери — Соне. Он думает лишь о деньгах, ему нет дела до настоящих чувств, ведь они не принесут больший доход или повышение в должности. И таких взглядов придерживается не только Фамусов, но и все общество, которое окружает одного из главных героев — Чацкого — на протяжении всей комедии. От этого Чацкий страдает. Его можно назвать добрым героем: он деятельный и справедливый молодой человек, хорошо образован. Он не боится высказывать своё мнение и бороться за справедливость, так как не гонится за повышением, деньгами или чинами. Чацкому трудно жить среди фамусовского общества — его никто не понимает, все считают его странным, а возлюбленная (Софья) и вовсе распускает слух о его сумасшествии. В конце произведения герой уезжает из Москвы: «Карету мне, карету!». Значит ли это, что в комедии «Горе от ума» добро в лице Чацкого проиграло чёрствому фамусовскому обществу, воплощению зла? Не думаю, что можно так сказать. Главные задачи Чацкого в этой битве — не потерять себя, не стать одним из представителей такого общества и не сломаться под гнётом чужого мнения. Можно с уверенностью сказать, что герой справился с этим. Он вышел из битвы между добром и злом не абсолютным победителем, но в то же время точно не проигравшим.

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Если Чацкий боролся с людьми, которые окружали его, то герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — боролся с самим собой, своим злом. Раскольников — отзывчивый и милосердный человек, он умеет любить. Но та обстановка, в которой живёт Родион, меняет его. Герой видит вокруг себя нищету и бесправие, поэтому у него в голове зарождается бесчеловечная теория — мир делится на «тварей дрожащих» и людей, которые «право имеют». Последние могут убить ради счастья общества. Себя Родион относит именно к той категории людей, которые «право имеют». Желая сделать мир лучше, он решается на убийство старухи-процентщицы. Но именно оно становится причиной нравственных страданий Родиона: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Он совершил ужасный и злой поступок, который, как думает он, сделал исключительно из добрых намерений.

Выходит, в душе каждого человека сосуществуют добро и зло. А что из них победит,  зависит только от самого человека. Раскольников совершил злой поступок, но в конце романа, благодаря Соне Мармеладовой, осознал весь ужас своей теории и принял наказание. Поэтому можно сказать, что схватка между добром и злом в душе Родиона закончилась победой добра.

М.А.Шолохов. «Судьба человека»

О том, что такое добро, говорит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся, увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником. Именно тогда главный герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому ребёнку мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ванюшке отцом и взял его «к себе в дети».

Выходит, добро не имеет границ. Согревая своим теплом, оно способно излечить израненную душу и дать людям шанс быть счастливыми.

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

Герои рассказа В. Распутина «Уроки французского» живут в тяжелое время для нашей страны, когда многие люди нуждались не только в деньгах, но и в самых необходимых условиях для жизни — в еде, одежде и жилье. В такие годы умный мальчик из деревни приезжает учиться в город, но вся еда, которую присылает ему и без того бедная мама, уходит его родственнице, которая считает это платой за жилье. Володя голодает и пытается заработать деньги в азартных играх. Узнав об этом, его учительница пытается помочь гордому ученику и сама играет с ним на деньги. За это она лишается работы, но героиня не жалеет о своем поступке, ведь ребенок пережил это трудное время в школе только благодаря ее доброте. Даже после увольнения она продолжает помогать Володе. Таким образом, настоящая доброта проявляется в настоящих делах.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

Один из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» соединяет в себе черты характера, воплощающие как добро, так и зло. Емельян Пугачёв живет по принципу «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Герой жесток, ведь именно он связан с «бессмысленным и беспощадным бунтом» и многочисленными разбоями и убийствами. Однако Пугачёв и милосерден: он помогает Петру Гринёву в освобождении его возлюбленной Маши, перед этим освободив его. Поступки Емельяна Пугачёва зависят от ситуации и от желаний героя, он может проявлять себя как жестоко, так и милосердно.

Это является подтверждением того, что в душе каждого человека постоянно ведется борьба добрых и злых начал.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 1

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

            Что такое добро и зло? Наверное, каждый хоть раз в жизни задавался этим вопросом. И он не такой простой, как кажется на первый взгляд. 

В сказках и фильмах все просто: есть хороший герой и есть злодей, который всячески ему вредит. В конце обязательно побеждает добро. В жизни все гораздо сложнее. Всегда ли то, что казалось добром на первый взгляд, является им на самом деле? И кто такой злой человек, ведь не может же он быть одинаково плохим для всех?

История знает немало примеров, когда даже самый жестокий маньяк был прекрасным семьянином и любящим отцом. Но ведь многим людям он причинил много горя. Или еще один пример: человек украл деньги. Плохо ли это? На первый взгляд ответ кажется однозначным — да. Но узнав мотив преступления, мнение может кардинально поменяться. Что, если у этого человека смертельно болен ребенок, а денег на лечение катастрофически не хватает? Кто виноват, что даже имея на руках профессию, этот человек не смог найти высокооплачиваемую работу? Так зло ли он сделал? 

Часто зло бывает ничем не прикрытым. Его порождают разрушительные эмоции, которые в религиозных книгах считаются смертными грехами: зависть, гнев, гордыня.

Зло из чувства мести — это показатель слабости, ведь гораздо сложнее промолчать в ответ на насмешку или улыбнуться на грубость.

Добрый человек всеми силами старается сохранить мир вокруг себя и внутри себя. Нужно стараться не причинять зло и помнить об вселенском законе бумеранга: «Все, что ты совершаешь, рано или поздно в той или иной форме возвращается тебе». И тогда добро обязательно (по-другому просто быть не может!) победит зло! 

«Работаем экспертами»

Сочинение № 2

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Добро и зло — это две философские категории, которые извечно становятся предметом спора учёных, литераторов, обычных людей. Добро — это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности. Зло — это то, что приносит окружающим вред, ведёт к разрушению личности.

Но существует и другое понимание этих категорий: в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро.

Для доказательства обратимся к литературным аргументам. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Романович Раскольников стремится к добру, он недоволен окружающим миром, считает, что мир устроен несправедливо. Бывший студент юридического факультета создаёт теорию разделения людей на обыкновенных и необыкновенных. Обычные люди служат для зарождения себе подобных и не имеют права нарушать законы. Сверхличности могут разрешить себе пролитие крови ради благих целей. Раскольников убивает старуху-процентщицу, считая её «зловредной вошью» и желая проверить, к какой категории людей он относится. Но жертвой идейного убийцы становится и сводная сестра старухи Лизавета, ради которой и ей подобным, казалось бы, Раскольников должен был устроить жизнь по законам справедливости. Так, желая добра, герой совершает зло. Он словно открывает ящик Пандоры. Если бы все действовали в соответствии со своим понятием справедливости, мир бы разрушился, люди бы стали убивать друг друга. Именно такую апокалиптическую картину увидел на каторге во сне Раскольников.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в Москве тридцатых годов двадцатого века появляется сатана со своей свитой. Булгаковский князь тьмы вершит суд над грешниками. Автор по-новому раскрывает соотношение добра и зла. В его произведении добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают, словно два ведомства с различными функциями. Иешуа Га-Ноцри — художественное осмысление образа Иисуса Христа — несёт добро и выполняет миссию прощения и милосердия. Воланд выполняет противоположную задачу: он несёт справедливое возмездие за грехи. Герои, наказанные Воландом, становятся лучше. Об этом говорит и эпиграф, предпосланный роману: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Таким образом, в каждом добре есть зло. Это происходит тогда, когда мы руководствуемся благими намерениями, но совершаем нравственные ошибки и приносим окружающим зло. В то же время в каждом зле есть добро, когда за свои проступки люди бывают наказаны и исправляются, становясь на истинный путь добра.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 3

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится. Подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Каждый человек в какой-то момент задается вопросом – что такое добро и зло, и насколько они далеки друг от друга. С раннего детства всех нас учат понимать, что такое хорошо, и что такое плохо. Но не все до конца понимают природы этих понятий, и какую сторону необходимо выбрать. А нужно ли вообще выбирать?

Я считаю, что добрый человек это, прежде всего тот, кто склонен к самопожертвованию. Он всегда милосерден к другим, животным, природе. Такой человек просто не в состоянии отказать, когда его просят помочь, для любого у него найдется доброе слово.

Совершать добрые поступки всегда сложнее — всегда приходится отказывать себе в чем-то, ущемлять свои потребности. Очень непросто соблюдать равновесие между добром и злом внутри себя. Однако чувство удовлетворения, которое наступает после доброго поступка, сложно сравнить с чем-то еще.

Случается, что человек попадает под негативное влияние другого человека, или компании людей. И вместе с ними начинает творить совершенное неприемлемые вещи, которые в одиночку никогда бы не сделал. Чаще всего это происходит с очень закомплексованными людьми. Они очень бояться быть не как все, но могут быть и другие причины. Я считаю, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и думать своей головой. А то зло, которое было причинено другим людям, обязательно вернется обидчикам.

А что случается, когда добро и зло настолько тесно взаимосвязаны и невозможно понять, кто на чьей стороне играет? Самые лучшие примеры этого всегда есть в литературных произведениях. К примеру, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Воланд и его свита, олицетворяющие зло, совершали добрые дела: расправлялись с чиновниками, погрязшими в коррупции, бюрократами, помогали любящим обрести счастье. При этом чистое добро в произведении олицетворял только Иешуа Га-Ноцри.

В реальном мире равновесие между добром и злом поддерживается людьми. И я думаю, что так должно быть. Искоренить зло полностью никогда не получиться, да это и не нужно. По-другому человек просто не сумеет понять разницу и выбрать правильную дорогу. На Земле происходит много терактов, войн и несправедливости, но при этом существуют и те, кто способен протянуть руку помощи пострадавшим, те, кто может их защитить. В противовес воровству существуют бесплатные благотворительные фонды. Это и есть равновесие. А добро начинается с каждого из нас, оно есть – внутри каждого человека. 

«Работаем экспертами»

Сочинение № 4

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Как вы думаете, что такое добро? Вдоль всей своей истории человечество старается ответить на эти вечные вопросы. Давайте посудим вместе. Мне кажется, что добро в первую очередь связано с умением радоваться и сочувствовать, сопереживать, откликаться на ощущения других и держать свою душу открытой.

Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем ввиду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Мне кажется, нельзя. Можно ли принудить человека быть добрым? Невозможно! У англичан по этому поводу есть интересная пословица: «вы можете заставить коня подойти к воде, но не можете заставить ее пить». Добрые дела люди осуществляют по велению сердца, по приказу совести, а не по принуждению.

Есть ли началом доброго отношения к людям умение прощать? Но необходимость и готовность прощать возбуждает за собой этический поиск. Как соотнести доброту и снисходительность, вину и наказание? Ответы на эти сложные вопросы нам приходится решать всю жизнь.

Но мне хочется, чтобы вы в любой жизненной трудной ситуации помнили слова Габриэля Гарсиа Маркеса: «Всегда обнаружатся люди, которые захотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть немного осторожнее».

«Работаем экспертами»

Сочинение № 5

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть — это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и кушать много вкусных блюд приготовленных заботливой мамой. Пожарные предупреждают, что спички не игрушка и в неумелых руках являются злом.

Всю жизнь людей ставят в ситуации, где им противопоставляется различное в черном и белом, в хорошем и плохом, в добре и зле. И человек обязан выбирать одну из сторон, он не имеет права занимать нейтралитет, ведь в обществе ты либо достойный гражданин, либо нет.

Даже в религии имеется свое добро и свое зло. Не могут и сказки обходится только положительным примером. Им обязательно нужны злые стороны жизни в виде Змея Горыныча и Соловья Разбойника.

Помогать нуждающимся — это добро, унижать слабых — это зло. Все просто и понятно. И совсем не сложно разграничивать два этих понятия. Только вот, что из них сильнее по природе и от природы? Ведь сегодня зло преподносится, как добро. А точнее сказать, если раньше люди категорически говорили: «украл — значит вор!», то сейчас находят кучу аргументов, чтобы продолжить логическую цепочку: «украл — значит вор, значит хитрый, значит богатый, может купить себе и своим близким комфортную жизнь, значит молодец!».

Тонкая грань между светлым и темным стерта. И стерли ее не обстоятельства, а люди, которые занимаются сегодня подменой понятий. Если быть добрым выгодно — я буду, если быть злым практично — я буду. Двуличность людей пугает. Стало совсем не понятно, куда делось: чистое, тихое и бескорыстное добро. Хотя если сильно задуматься, то ответ находиться. Зло поглотило добро.

Нет сейчас понятий добра и зла. Они не выступают отдельным фронтом, они единый кулак, который бьет тогда, когда не надо и гладит, когда уже не нужно.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» описывается противостояние добра и зла, однако читатель не видит в Сатане беспощадного и яростного демона, а на стороне света — богоподобных существ без изъяна. Идеал света недостижим, и если убрать все зло из мира, нужно будет убрать и людей вместе с ним. Поэтому я думаю, что зло — это естественная сторона натуры человека, с которой ему постоянно необходимо бороться, чтобы совершенствовать себя в каждом поединке.