МБОУ лицей ст. Каневская
Навигация

Согласие на обработку
персональных данных

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

Единый урок. Календарь. Методики. Материалы

KNSH

Культурный норматив школьника

portal

Опросы и анкетирование

Антинарко

Стоп коррупция

Знак качества Просвещения

Знак качества «Просвещения»

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова муниципального образования Каневской район

Направление № 2 «Надежда и отчаяние»

Комментарий к направлению

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Что такое НАДЕЖДА

Надежда — это обращение человека в будущее, радостное направленное ожидание, пред-чувствие чего-то жизненно важного для него.
С одной стороны надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная.
Надежда в русской языковой картине мира характеризуется в основном положи-тельными эмоциями «радость», «счастье», «восторг», «утешение».
Т.е. надежда — это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения.

Синонимы:

Упование, вера, чаяние, предвкушение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия, химера.

Глагольная сочетаемость:

В надежде, возлагать надежды, ласкать себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать надежду, подавать надежду, терять надежду, не оправдать надежд, не оставлять надежды, внушать надежду, вселять надежду, выражать надежду, жить надеждой, дать надежду, надежда умирает, надежды рухнули, мелькнула надежда, теплится надежда

Эпитеты:

Робкая, призрачная, смутная, слабая, напрасная, затаённая, несбыточная, зыбкая, отчаянная, безумная, тайная, наивная, единственная, последняя, радостная, ложная, сладостная, сумасшедшая, крохотная, особая, слепая, упрямая, потерянная, хрупкая, глупая, неуверенная, жалкая, светлая, маленькая, пустая, главная, туманная.

Что такое ОТЧАЯНИЕ

Отчаяние — это потеря, отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствия перспективы., состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию. Характеризует психическое  самочувствие отдельных людей и социальных групп. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.                 Особенно часто состояния отчаяния возникает в периоды общественных потрясений, когда многие люди чувствуют, что повлиять на происходящее они не имеет никакой реальной возможности.

Синонимы:

Уныние, упадок духа, безнадежность, печаль, безнадежность, тоска.

Глагольная сочетаемость:

Предаваться отчаянию, отчаяние овладело, отчаяние охватило, предаваться отчаянию, приходить в отчаяние, отчаяние придало, отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния, чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием, дойти до отчаяния

Эпитеты:

Безысходное, беспросветное, безутешное, безмолвное, безмерное, безумное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое, крайнее, невыносимое, бездонное, тихое, яростное, полное, глубокое, неописуемое, бесконечное, страшное, жуткое.

Цитаты к направлению «Надежда и отчаяние»

• Только из глубины отчаяния может родиться надежда.
Немецкий философ Вальтер Беньямин
• Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте
• Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся.
Французский писатель Реми де Гурмон
• Часто из самого отчаяния рождается надежда.
Папа римский Курций
• Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними.
Американский писатель Торнтон Уайлдер
• Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние — забвение и нарушение долга.
Русский поэт Борис Пастернак
• То, что мы называем отчаянием, часто — всего лишь острая досада из-за обману-тых надежд.
Английская писательница Джордж Элиот
• Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Русский военачальник Александр Суворов
• Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния.
Французский писатель Виктор Гюго
• Затравленный и прижатый к стене кот превращается в тигра.
Испанский писатель Мигель де Сервантес
• Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла.
Российский революционер Владимир Ильич Ленин
• Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться.
Ирландский писатель Бернард Шоу
• В жизни каждого человека бывают минуты, когда для него, как будто, рушится весь мир. Это называется отчаянием. Душа в этот час полна падающих звезд.
Французский писатель Виктор Гюго
• Кому не на что надеяться, тому не в чем отчаиваться.
Римский философ Сенека Луций Анней
• Великое отчаяние всегда порождает великую силу.
Австрийский писатель Стефан Цвейг
• Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться.
Французский писатель Александр Дюма-отец
• От пустых надежд человек сохнет.
Немецкий философ Иммануил Кант

Список литературы к направлению «Надежда и отчаяние»

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  3. А. Грин «Алые паруса»
  4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  5. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  6. А.Н. Островский «Бесприданница»
  7. А.Н. Островский «Гроза»
  8. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  9. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  10. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  11. И.А. Гончаров «Обломов»
  12. Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  13. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  14. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  15. М. Горький «Старуха Изергиль»
  16. М. Горький «На дне»
  17. В. Г.Распутин «Живи и помни»
  18. В. Каверин «Два капитана»
  19. Б. Васильев «В списках не значился»
  20. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  21. А.И. Куприн «Яма»
  22. А. Грин «Зелёная лампа»
  23. М.А. Шолохов «Судьба человека»
  24. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  25. Э.Хемингуэй «Старик и море»

Примерные темы к направлению «Надежда и отчаяние»

  • Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
  • Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

Аргументы к направлению «Надежда и отчаяние»

«На дне», М. Горький

Основная черта главного героя пьесы Луки – желание добра людям, но оно не подкреплено способностью бороться за добро. Лука выступает пассивным утешителем, считая главным с состраданием, по-доброму относиться к людям. Его не волнуют мысли об устройстве мира, объективной сути вещей, их истинном положении. Его постулат: «Во что веришь, то и есть…».

На ночлежников сострадательные слова Луки действуют как поддержка, надежда в возможность наступления лучшего завтра. Опираясь на эту, пусть и призрачную надежду, они раскрывают свои лучшие стороны, обретают человеческий облик, начинают верить в возможность светлого будущего.

Но Лука исчезает, и тут же рушатся надежды, возможности рассыпаются. Благородные стремления оказываются пустыми словами, не подкрепленными поступками. Силы бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами покидают ночлежников.

Сюжет ставит под сомнение позицию Луки. Его исчезновение – кульминационный момент пьесы – это несостоятельность героя перед реальными проблемами жизни. Он скрывается, понимая надвигающуюся драматическую развязку. Трагическое противоречие с Актером настолько глубокое, что его становится невозможно разрешить. Развитие сюжета показывает точку зрения автора. Все, что наобещал Лука, привело к противоположным результатам. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука акцентировал внимание слушателей на необходимости надеяться. Но в жизни произошло все наоборот – Актер повесился, как герой в притче, жизнь ночлежников снова оказывается в старом жутком подвале.

«Алые паруса», А. Грин

Люди должны верить в сказки, так считал А.Грин. Эта вера помогает им развиваться, становиться лучше, добиваться своих целей и бороться за прекрасное будущее. Он продемонстрировал это на героях повести.

Лонгрен – мужественный моряк, мастерит игрушки, стараясь скрасить жизнь своей дочери Ассоль в неприветливом рыбацком поселке на берегу сурового моря. Он поощряет фантазии дочери, которая наделяет каждую свою игрушку живой душой.

Ассоль верит, что однажды в бухту зайдет шхуна под алыми парусами, чтобы увезти ее в сказочный мир, где царит любовь и справедливость.

Таков и Грей, которого угнетают условности, несправедливость и отсутствие свободы. Он оставляет родовой замок, где его душе тесно, душно, и отправляется в морское путешествие. Необходимость сражаться с волнами, ветром, управлять парусами закаляет его, делает сильнее, увереннее в своих силах. Она дает ему надежду, что он способен менять жизнь.

Вера в мечту, в свою звезду, надежда на светлое завтра сопровождают героев, помогают преодолеть жестокость, непонимание окружающего мира и добиться своей цели.

Таким образом, герои показали, что умение не отчаиваться в любой ситуации  и здоровое упрямство превращают мечты в реальность.

«Мцыри», М.Ю. Лермонтов

Когда-то попав в монастырь, Мцыри не теряет надежды снова обрести свободу. Он мечтает вернуться в родные края, поэтому убегает из ненавистного ему места.

Трагическое одиночество закалило дух Мцыри, сделало его волю сильной. У него нет друзей, но тем ближе для него становится природа, которую он понимает и наслаждается ее проявлениями – шумом воды, спорящей со скалами и камнями, свободными и вольными орлами, мужественным и бесстрашным барсом, борющимся за победу. Цель Мцыри («одна, но пламенная страсть») – увидеть родину, которая в его мечтах рисуется идеальным миром, где все создано для счастливой жизни.

Герой бесстрашен. Им движет желание преодолеть любые трудности. А их на его пути попадается немало. За эти три дня он прожил целую жизнь! Но, к сожалению, Мцыри, сбившись с дороги, снова оказался у стен монастыря. Однако неудача не сломила юношу, а радость от пребывания на свободе не сменилась отчаянием.

«Преступление и наказание», Ф.М.Достоевский

Надежда — это все, что остается у человека в час нужды и горя. Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» оказалась в ужасающей нищете вместе с пьющим отцом, сварливой мачехой и тремя маленькими детьми. Соня была вынуждена пожертвовать собой ради спасения малышей от голода и стала «жить по желтому билету». В такой ситуации помощи ждать неоткуда, и девушка знала это, но все же она надеялась на то, что Бог не оставит ее. Эта надежда не давала ей погрязнуть в пороке и разврате, благодаря ей, Соня спасла свою душу.

Эта же надежда помогла ей доказать Родиону необходимость покаяться и начать жизнь с чистого листа, но с верой, любовью и стремлением к нравственной чистоте. 

«Чудесный доктор»,  А.И.Куприн

Когда человек теряет надежду, он остается ни с чем. Такой пример описал А.И. Куприн в рассказе «Чудесный доктор».

Мерцалов не смог обеспечить свою семью, его дети пошли побираться, а дочка лежала при смерти. Они жили в холодном подвале, и не было никакой надежды исправить свое положение. Глава семьи потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки, потому что он не мог выносить вида плачущих и голодных детей, больной жены и облезлых стен подвала. К счастью, его остановил доктор Пирогов, который помог семье встать на ноги и вылечил больного ребенка. Но если бы герой, утратив надежду, совершил задуманное, его жена и дети умерли бы мучительной смертью. Значит, именно надежда дает человеку жизненные силы бороться за себя и своих близких, а без нее он опускает руки.

«Старуха Изергиль», М.А.Горький

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко смог совершить подвиг, потому что надеялся на чудо. Он верил, что сможет вывести свой народ из леса и помочь ему устроиться на новой земле. Его сердце пылало этой верой, поэтому он смог осветить им путь к свободе. Но сами люди, ради которых он жертвовал собой, отчаялись и набросились на спасителя с упреками и злобой. Безверие едва не погубило их, ведь они были в шаге от цели! Выход был найден, но только благодаря надежде Данко на успех дела, и вопреки тем, кто дал волю отчаянию и унынию. Этот пример учит нас верить в будущее и идти к нему, не поддаваясь страхам и сомнениям.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 1

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Как часто мы надеемся на что-то хорошее, а в итоге всё происходит совершенно наоборот? Человеку свойственно ожидать от будущего лучшего, видеть лишь положительный исход событий, закрывая глаза на возможность потерпеть неудачу. Однако в моменты, когда в нашей жизни всё-таки случается фиаско, а надежды рушатся, на смену им приходит отчаяние. Мир больше не видится в былом свете, а мечты превращаются в крах. Но значит ли это, что надежда – это всего лишь пустой звук, чувство, которое впоследствии оборачивается разочарованием? Бернард Шоу говорил: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». И я склонна согласиться с этим утверждением.

Для подтверждения своей точки зрения хочу привести в пример произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ведь Григорий Печорин – это человек, которому чуждо такое чувство, как надежда. У него нет ни целей, ни стремлений, ни планов на жизнь, он ни о чём не мечтает и не смотрит в будущее с поднятой головой. Наоборот, Печорину скучна и однообразна реальность, и именно поэтому он, порой сам того не осознавая, разрушил жизнь ни одного человека. Он равнодушен к дальнейшим судьбам этих людей, он не стремится получить их прощение. Живя одним днём, главный герой не испытывает никаких надежд ни относительно взаимоотношений с окружающим, ни относительно своего будущего.

Повесть «Шинель» Н.В. Гоголя является ещё одним подтверждением того, что человек без огромных надежд на будущее, не может отчаяться и разочароваться в настоящем. Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин живёт и наслаждается обычной тихой и размеренной жизнью. Он не мечтает о лучшей доле, он вполне доволен тем, что имеет. Единственная проблема, которая появляется у него – это пропажа шинели, любимой вещи, без которой он не может представить своё существование. Башмачкин хочет вернуть потерянную вещицу, и это по-прежнему всё, что его волнует. Он не стремится вылезти из своей раковины, не хочет мыслить шире и ставить перед собой какие-то цели. Нет, Акакию Акакиевичу комфортно в том мирке, который он создал для себя, мирке, где нет места надеждам и, как следствие, неудачам и отчаянию.

Таким образом, можно сказать, что человек, который никогда ни на что не надеялся, не мечтал о большем, действительно не может отчаяться по-настоящему, ведь отчаяние – это те самые несбывшиеся надежды и желания.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 2

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Александр Дюма-отец говорил: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться». И я полностью согласна с этой мыслью. Ведь действительно, мы всегда чего-то ждём. Мы ждём конца рабочей недели, праздников, конца или начала года, подходя-щего момента… Всю свою жизнь мы проводим в надежде на что-то, и как только время к этому событию приходит, мы начинаем ожидать уже новое. Для доказательства своей по-зиции приведу примеры из литературы.

Одним из самых ярких произведений, раскрывающих эту тему, является повесть «Алые паруса», написанная А. Грином. Главная героиня Ассоль, будучи ещё совсем маленькой девочкой, встретила волшебника, который пророчил ей прекрасную жизнь и встречу с не менее прекрасным принцем. Ассоль искренне поверила в это предсказание. Несмотря на насмешки людей, она в течение многих лет ждала те самые алые паруса, на которых должен был появиться её избранник. Всю свою жизнь она сохраняла надежду в своей душе, не позволяя отчаянию взять над ней верх. И, к счастью, надеждам главной героини суждено было сбыться. Её избранник всё же пришел за ней и забрал с собой в дальние края.

Другим, не менее красочным примером может послужить рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой этого произведения является собирательным образом американского миллионера начала двадцатого века. Он всю свою жизнь провёл в ожидании заслуженного отпуска. Все эти года он усердно работал и откладывал деньги на долгожданное путешествие. И вот по достижении почтенного возраста наш герой решает, что достаточно заработал, и уже пора собираться с семьёй в такой желанный отпуск. Господин из Сан-Франциско жил надеждой о том, как же замечательно он отдохнёт вместе со своей семьёй в Старом Свете. Но, к сожалению, его ожидания не оправдываются. Испортилась погода, его укачало, и, в довершение ко всему, в самом начале путешествия он умирает. Неожиданно, но медленно, цепляясь за реальность. Выходит, он потратил всё своё время на ожидание того, что мог исполнить и пять, и десять лет назад.

На приведённых выше примерах можно действительно удостовериться в том, что люди большую часть своей жизни проводят в надежде, в ожидании той самой, той лучшей жизни. Только вот не всегда наши надежды воплощаются в жизнь, как это произошло с Ассоль. Наоборот. В большинстве случаев люди разочаровываются реальностью, как Господин из Сан-Франциско. И стоит откладывать свою жизнь на потом, если счастливым можно начать становиться уже сейчас? Александр Дюма-отец был прав, говоря: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»

«Работаем экспертами»

Сочинение № 3

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Можно ли называть отчаянием минуты, когда человеку кажется,
будто рушится весь мир?

Как назвать то чувство, когда теряешь всё? Я думаю его можно назвать отчаянием. Отча-яние может проявится из-за разбитой любви или потери дорого человека. И такое чувство наверняка знакомо каждому, однако не каждый человек способен его преодолеть.
“Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется будто рушится весь мир?”-да и я считаю, что это утверждение абсолютно верно, ведь пребывая в отчаянии люди вредят своим близким, своему положению в обществе и психологическому, а также и физическому здоровью. Однако, я считаю, что в каком тяжёлом положении не находил-ся бы человек, нужно не позволять отчаянию управлять вами и принижать вас. Отчаяние можно сравнить с зыбучими песками, то есть чем дольше вы в нём пребываете, тем тяже-лее вам из него выбраться. Поэтому я считаю, что если вы прибываете в отчаянии, то вы-бирайтесь из него как можно скорее и выбравшись вы почувствуете себя обновленным, смотря на гнетущие вас раньше проблемы с высока.

В подтверждение моим словам приведу героя романа Пушкина «Евгений Онегин»- Татьяну. После отказа Евгения, Татьяна ещё долго не могла прийти в себя, однако спустя годы она вышла замуж. Пережив в своей жизни отчаяние Таня смогла стать мудрой и самодостаточной женщиной. Переборов тяжёлое признание, она позже сама смогла отказать Онегину, хотя до сих пор его любила в глубине души.

Также отчаянием можно назвать как бы предсмертным состоянием души. Таким примером отчаяние обладает произведение Тургенева «Отцы и Дети» со своим главным героем Базаровым. Евгений Базаров влюбился в Одинцову, но эта любовь не оказалась взаимной. И из-за этого он не мог заниматься обычными вещами и был занят только мыслями о неразделённой любви. В конце концов он совсем отчаялся и перестал дорожить своей жизнью. И однажды оперируя больного Базаров совершил оплошность и заразил себя тифом, который на то время считался неизлечимым. Будучи при смерти Евгений решил, что он смешон и его желание снести основы старого мира. Тем самым главный герой был убит отчаянием и самобичеванием быстрее, чем тифом.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что отчаяние нельзя долго терпеть и от него нужно как можно быстрее избавиться, иначе оно избавится от вас.

«Работаем экспертами»

Сочинение № 4

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

С давних времён надежда помогает людям справляться с жизненными трудностями, осу-ществлять мечты. Никто не станет отрицать, что надежда окрыляет и вдохновляет челове-ка на преодоление препятствий на пути к счастью. Но всегда ли надежда приближает че-ловека к заветной цели? Разве не может надежда быть по своей природе слишком расто-чительной? Разве не может пустая, не оправдавшая себя надежда оказаться губительной для человека? На мой взгляд, человек может надеяться и искренне верить в успех, но при этом ввиду сложившихся обстоятельств не иметь никакой возможности достичь желаемо-го или же не прикладывать достаточно усилий для этого. И такая надежда может оказать-ся не только не оправданной, но и губительной.

Приведу несколько примеров, подтверждающих мою точку зрения. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» читатель может увидеть, что надежда Желткова, полюбившего княгиню, не оправдалась и погубила его. Автор показывает, что после того, как брат и муж главной героини запретили Желткову писать письма и отправлять подарки возлюбленной, главный герой отчаялся и покончил собой. Ввиду обстоятельствам, Желтков не мог жениться на Вере, а разорвав последнюю связь с ней и потеряв последнюю надежду, не сумел найти силы продолжать жить.

Другой пример пагубного влияния неоправдавшейся надежды можно найти в повести Н.В. Гоголя «Шинель». В произведении писатель обращает внимание на то, что несмотря на перенесенные невзгоды и приложенные усилия, Акакий Акакиевич в один момент потерял не только шинель, но и все надежды хоть как-то сделать лучше свою сложную и бедную жизнь, хоть немного приблизиться к счастливому и благополучному существованию.

Таким образом, надежда далеко не всегда помогает человеку достичь цели и стать счастливым. К несчастью, из-за непреодолимых и непредвиденных препятствий, или же из-за нежелания человека бороться за своё счастье до конца, надежда оказывается «расточительной», неоправданной, что может заставить человека отчаяться сильнее и сдаться.

Сочинение № 5

Задание: внимательно прочитайте сочинение, определите, к какому направлению оно относится, подберите к нему заголовок. Исправьте недочеты, оцените готовую работу с точки зрения эксперта, опираясь на критерии. Обращайте внимание на количество слов в сочинении.

Надежда — это ожидание желаемого, вера в возможность его осуществления.
            Вот и Робинзон остро осознает свое полное одиночество и отсутствие надежды на скорое спасение: «Я погиб, погиб!» Но даже в эти минуты (а потом дни, месяцы, долгие годы) его не покидает надежда. Сначала он всматривается в даль океана, желая увидеть своих возможных спасителей; затем начинает приспосабливаться к реальной действительности, и, наконец, судьба благосклонно поворачивается к узнику — он уплывает на причалившем к берегу английском корабле. Надежда взяла верх над отчаянием, и это привело к благополучному исходу. Надежда и отчаяние часто идут рядом и в обычной жизни. И здесь читательская память услужливо подсказывает повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели, и мечта его, подкрепленная реальными действиями (строжайшая экономия с целью накопить необходимую сумму денег, активное участие в пошиве шинели), становится сначала надеждой, крепчающей с каждым днем, а потом и конкретным воплощением задуманного. Кража же шинели доводит «маленького человека» до отчаяния, но отчаяния действенного: он бросается за помощью к будочнику, затем идет к «частному», потом к «значительному лицу». Мыкаясь по ступеням чиновничьего равнодушия, Башмачкин не отчаивается до последнего, пока не сталкивается с мракобесием, грубостью и произволом «значительного лица». Умерла надежда, умер и сам герой. Размышляя о надежде и отчаянии, их взаимосвязи, я поняла для себя, что нельзя отчаиваться даже в самых казалось бы безвыходных ситуациях. Нужно суметь преодолеть в себе безверие, страх и идти вперед, надеясь на лучшее. Прав французский писатель Реми Гурмон, говоря, что «даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся».

Критерий Что проверяют? За что поставят «незачет»?
1 Соответствие теме Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
2 Аргументация Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции. Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
3 Композиция Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
4 Качество речи Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
5 Грамотность Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.
Мы можем использовать cookie-файлы для обеспечения функций нашего сайта. Вы видите эту надпись благодаря влиянию регуляторов.
Ясно